Часть первая. Как крылатый конь взлетел на герб
Вот уже 57 лет на гербе Златоуста летит крылатый конь. Он давно сжился с городом и его жителями и сегодня без него и представить Златоуст невозможно, недаром наш город порой называют городом крылатого коня.
Прописал Пегаса на златоустовской земле наш знаменитый мастер-гравёр Иван Николаевич Бушуев. И было это 200 лет тому назад! В 1823 году Бушуев украшает саблю, посвящённую 10-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. На одной стороне художник изобразил батальную сцену, на другой — герб Российской империи (правда на щите у двуглавого орла не Георгий-Победоносец, попирающий змея, а вензель императора Александра I. А обрамляют композиции фигуры Пегаса и грифона. Их присутствие далеко не случайно. Давайте заглянем в Мифологический словарь. Вот что там говорится о наших фигурантах:
ПЕГАС, в греческой мифологии крылатый конь. Пегас как плод связи горгоны Медузы с Посейдоном появился из капель крови Медузы, когда её убил Персей. Имя Пегас получил оттого, что родился у истоков Океана (греч. pege, «источник»). Он вознёсся на Олимп и доставляет там громы и молнии Зевсу (Hes. Theog. 280—286). По другому мифу, боги подарили П. Беллерофонту (Pind. 01. XIII 63 след.), и тот, взлетев на нём, убил крылатое чудовище химеру, опустошавшее страну (Hes. Theog. 325). Ударом копыта П. выбил на Геликоне источник Гиппокрену («лошадиный источник») (Paus. IX 31, 3), вода которого дарует вдохновение поэтам.
ГРИФОНЫ, грифы, в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; Г.— «собаки Зевса» — в стране гипербореев стерегут золото от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера — исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и Г. (Herodot. IV 13).
И что же получается? С одного края — оруженосец Зевса (Пегас), с другого — верная собачка верховного божества, которая золото сторожит в стране гипербореев (а это по Геродоту именно наши края и есть). Всё логично: уже в те времена в Златоусте и холодное оружие вовсю выпускалось, да и золото в Миасской долине начали добывать.
Спустя три года, в 1826-м, крылатые кони вновь возникают на шпажном клинке, украшенном Бушуевым. Они обрамляют две композиции, на одной из которых имперский герб, а на другой — вензель нового императора — Николая I.
В 1834 году Пегасы вольготно располагаются на шлеме так называемого «Древнего вооружения» — рыцарских доспехах, сделанных в Златоусте для цесаревича Александра (будущего императора Александра II).
После перерыва в сотню с лишним лет златоустовских крылатых коньков упоминает в сказе «Иванко-Крылатко» Павел Петрович Бажов. Впервые этот сказ был опубликован в газете «Челябинский рабочий» 4 апреля 1942 года, а в златоустовской городской газете «Большевистское слово» он появился 25 ноября 1945 года в номере, посвящённом 130-летию златоустовской гравюры на металле.
В 1958 году наш Пегас облюбовал для себя обложку «Материалов по истории Златоуста». Нарисовал его для обложки Михаил Дмитриевич Глинкин, который в это время занимался историческими изысканиями, касающимися златоустовской гравюры на металле. Его крылатый конь несёт красное знамя, а скопирован он с бушуевского конька 1826 года.
В декабре 1965 года город отмечал 150-летний юбилей златоустовской гравюры на металле. Праздничный номер газеты «Златоустовский рабочий» оформляли художники-гравёры Г. Берсенёв, А. Кузьмичёв и Л. Валиев. На второй странице этого номера появляется крылатый конь, нарисованный Валиевым. Это уже стилизованный конёк, в отличии от почти натурального бушуевского.
Проходит менее полугода, и Пегас наконец-то взлетает на городской герб: 13 мая 1966 года исполком Златоустовского горсовета учреждает городской герб. В объявленном конкурсе победил эскиз, представленный скульптором и художником Владимиром Павловичем Жариковым. Позднее автор так вспоминал об этом событии:
— Много предложений было — и шестерёночку, и тряпочку, и ещё что-то нарисовать. Я выступал и говорил, что поймите, товарищи дорогие, у геральдики свои законы. Нельзя всё, что вы предлагаете, в один квадратный сантиметр вписать. Да и не логично это! Нужен единый символ, такой, чтоб посмотрел и сразу — да, действительно, город мастеров, город крылатых тружеников! И чтобы повторов, перепевов не было. А конь крылатый — это очень древний символ. Это и Пегас греческий, и небесные кони древних славян и многих других народов.
Жарикову удалось создать герб с одной страны, очень выверенный с точки зрения геральдики, а с другой — художественно выразительный. Лаконичная стилизованная фигура крылатого коня вписана в гербовой щит, имеющий с одной стороны форму ковша для разливки стали, а с другой — напоминающий классический французский щит, широко использующийся в отечественной геральдике.
Так 57 лет назад Пегас вступил на геральдическую службу на златоустовской земле. О том, что с ним происходила дальше, расскажем в следующей части нашего повествования.
А. Козлов