Часть третья. Геральдические страдания златоустовского Пегаса
Поступив в Златоусте на геральдическую службу, Пегас на первых порах жил вольготно. Строгого соблюдения геральдических правил от него не требовали, даже сам автор герба, нарисовав в 1980 году герб для музейного вымпела, несколько изменил форму щита. Иногда даже в серьёзных журналах хвалили. Но к концу XX века для Пегаса наступили трудные времена. Впрочем, всё по порядку
В 1987 году в сентябрьском номере популярного журнала «Наука и жизнь», выходившего тогда тиражом 3,45 млн экземпляров, на второй странице обложки появилось цветное изображение герба Златоуста. А через несколько месяцев в июльском номере за 1988 год появилась статья доктора исторических наук, специалиста по геральдике, Н. Соболевой, где златоустовский герб был удостоен высокой оценки.
В 1997 году был принят Устав города Златоуста, где в одном из пунктов говорилось, что символом города является его герб, а применение герба регулируется особым положением. Проект «Положения о гербе Златоуста» был разработан краеведом, редактором-составителем «Златоустовской энциклопедии» А. В. Козловым, и принят Городским собранием 27 июня 1997 года. Изображение герба было уточнено совместно с его автором В. П. Жариковым.
В 2000-м году было решено представить герб для регистрации в Геральдическом регистре Российской Федерации. В связи с этим пришлось корректировать и Положение о гербе и сам герб, чтобы выполнить требования Геральдического совета при Президенте РФ. К сожалению, Государственный геральдический Совет при Президенте Российской Федерации посчитал, что наличие надписи в городском гербе это не просто отступление от геральдических канонов, а грубая ошибка. На что и было указано при предварительной экспертизе нашей городской символики.
Поэтому в доработанном с учётом этих требований варианте герба надпись «Златоуст» заменена золотым поясом, а геральдическое описание приняло следующий вид: «В червленом (красном) поле над пониженным золотым поясом вписанный летящий золотой крылатый конь». Именно в таком виде герб утвержден в качестве основного официального символа Златоуста решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 29 августа 2000 г. Этим же решением утвержден и флаг города Златоуста, который повторяет композицию гербового щита (впервые флаг Златоуста поднят 23 июля 2002 г. над зданием, где работает Глава города и городское Собрание депутатов).
Герб и флаг Златоуста находятся в рабочих кабинетах Главы города и Председателя городского Собрания депутатов, а изображение герба Златоуста размещено на официальных документах органов городского самоуправления, а также присутствует на официальных печатях.
В работе над уточнением городской символики участвовали исполнительный директор «Союза геральдистов России» Константин Фёдорович Моченов и редактор-составитель «Златоустовской энциклопедии» Александр Вениаминович Козлов.
Решением Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, принятым 31 мая 2001 г., герб и флаг Златоуста внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационных номеров 664 (герб) и 665 (флаг). Государственную регистрацию официальные символы Златоуста — герб и флаг — получили первыми в Челябинской области одновременно с гербом и флагом областного центра — Челябинска.
Только златоустовский Пегас успокоился, пережив утрату надписи «Златоуст» на гербе, как в 2004 году у него опять случились переживания. При подготовке книги по геральдике Челябинской области её авторы К. Моченов и Г. Туник отыскали в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге сведения о проекте герба уездного города Златоуста Уфимской губернии. Описывался он так: «В серебряном щите столб, разделённый чёрно-золотыми <нерзбрч> шапочками, <нерзбрч> двумя лазоревыми клинками. В вольной части герб Уфимской губернии. Щит увенчан серебряной, о трёх зубцах, башенною короною, за щитом два золотых молотка, соединённые александровской лентой».
Проект не был утверждён императором и так остался в архиве. Что явилось этому причиной сегодня сказать сложно, но так или иначе своего герба у уездного Златоуста так и не появилось. Узнав про существование этого проекта, некоторые поклонники старых времён в Златоусте совсем уж было решили поменять оруженосца самого Зевса на два клинка, но эта инициатива усохла, что называется, на корню, и наш крылатый конёк успокоился.
У нашего крылатого коня довольно много родственников. Расскажем коротко о некоторых из них. Но вначале поговорим о прародительнице всех коней — Лошади.
Лошадь в символике
ЛОШАДЬ имеет двойственное значение. Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с покровителями Солнца, впряжённая в колесницы. Как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила - боевые кони океанических покровителей. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть.
Лошадь символизирует также интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Она обладает инстинктивной чуткой звериной натурой, магическими силами и символизирует ветер и морские волны. На ней может скакать дьявол, и тогда она становится фаллической. Если всадник - Дикий Охотник и Эрл-Король, она означает смерть. Крылатый конь - это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, непорочность, жизнь и свет. Им правят герои.
Чудесные крылатые кони, увлекающие солнечные колесницы богов в античной, вавилонской, иранской, индийской и скандинавской мифологии, — духовные символы солнечной энергии. В более позднее время конь заменил быка в жертвоприношениях. Оба они олицетворяют плодородие, мужскую силу, а также хтонические силы. Белый конь океана имеет отношение, как к принципу воды, так и к принципу огня. Лев, убивающий быка или коня, означает Солнце, иссушающее влагу и туман. Чёрный конь - знак похорон. Предвещает смерть и символизирует хаос. Появляется в период двенадцати дней хаоса между старым и новым годом. Жертва октябрьского коня означает смерть смерти. Конь может также быть солярным символом, как знак мужества, плодородия.
Акбузат — крылатый конь-тулпар башкирского эпоса
Крылатый конь-тулпар башкирского эпоса, который помогает эпическим героям совершать подвиги.
Бурак — крылатый конь в исламе
Бурак — крылатый конь, на котором основатель ислама, пророк Мухаммед (570-632 гг н.е.) совершил "ночное путешествие" из Мекки в Иерусалим.Бурак, согластно мусульманской традиции-ослепительно белый конь, с длинной спиной, длинными ушами и человеческим лицом.
Гушганат — крылатый конь туркменского эпоса
Образ «крылатого коня» присутствует в туркменских дестанах и эпосах. Например, в дестане «Говхер гыз и Ширалы бег», когда у Ширалы пал его конь, появляется незнакомец, который помогает герою: «Со стороны восхода солнца появился конь с поводьями, закинутыми за луку седла, резвый, словно борзая собака. Вся сбруя на коне блистала на солнце так, что слепило глаза. Человек взял коня за повод, подвел его к Ширалы и сказал: «Сынок, раз твой конь пал в пути, я даю тебе этого коня. Даже если ты верхом на нем объедешь весь мир, то и тогда он не утомится. Его зовут Гушганат - Птицекрылый». В эпосе богатырь Гёроглы говорит о своем скакуне Гырате: «Хочу рассказать я тебе отец, через реку Амударью прыгнул Гырат. Видно, Бог его поддержал - как на крыльях перелетел Гырат». В различных версиях эпоса «Гёроглы» Гырат и его брат Дурат выращены в конюшне без света. В одной из версий, по оплошности Гёроглы, луч солнца попал на коней, и у них перестали расти крылья.
Лунг-та — крылатый конь в тибетской мифологии
Существует одна красивая легенда, связанная с Шамбалой. Это - существование чудного камня Чинтамани. Его появление на Земле связано с созвездием Ориона. Согласно легендам, камень был принесен крылатым конем Лунг-та, который способен пересекать вселенную. Н. Пржевальский в своей книге "Монголия и страна тангутов" писал, что для тех, кто может быть допущен в обетованную землю буддистов Шамбалу, имеется особый конь, который стоит постоянно оседланным и возит своего господина в одну ночь из Тибета в обетованную землю и обратно". А не является ли этот крылатый конь символом космического корабля? И не потому ли ламы, увидев сфероидальное тело над вершинами Гималаев шептали: "Знак Шамбалы".
Пегас — крылатый конь древних греков
Пега́с (от древнегреческого Πήγασος - "бурный поток") - в древнегреческой мифологии крылатый конь, сын Посейдона и Медузы Горгоны, появившийся на свет вместе со своим братом великаном Хрисаором из крови Горгоны, сразу после того, как Персей обезглавил её.
Пегас родился у истоков Океана, поэтому и получил такое имя. Жил Пегас, согласно легендам, на горах Парнас и Геликон. Пегас ударом копыта о землю мог сотворять источники. Так, ударив копытом близ сада Муз ан горе Геликон, возник источник Гиппокрен - Ключ коня - из которого черпали вдохновение поэты.
Пегаса, с помощью золотой уздечки смог укротить Белерофонт, и на нем отправился на бой с Химерой. Сидя на спине Пегаса, Беллерофонт с расстояния поражал Химеру стрелами и копьями, одно копье угодило прямо в пасть чудовищу и оно погибло. Так, благодаря волшебному коню было повержено страшное чудище.
Овладевшая Беллерофонтом гордыня в последствии погубила его. Герой захотел взлететь на Олимп с помощью Пегаса. Достигнув заоблачных высот, и вызвав тем самым гнев Зевса, Беллерофонт был сброшен Пегасом на землю, так как Зевс послал овода, который ужалили коня и тот, от боли, скинул своего всадника. Пегаса Зевс оставил себе - он стал доставлять громовержцу молнии их кузницы Гефеста.
Пегас на протяжении многих столетий оставался популярным художественным образом. Крылатый конь изображался на гербах, монетах, в скульптуре.
Силсунат — крылатый конь чувашского эпоса
Во времена появления на свете предков чувашей Тура (верховный бог) первым из животных создал крылатого коня Силсунат. От него произошли все лошади, среди которых нередко и сейчас-де встречаются особи с невидимыми крыльями. Созданный всевышним первый крылатый конь вывел первопредков чувашей из лесных дебрей на степные просторы и привел на плодородные земли, удобные для хлебопашества.
Товлынг-лув — крылатый конь в мифологии обских угров (ханты и манси)
Мир-су́снэ-хум (манси), Мир-шэ́тиви-хо (ханты), в мифологии обских угров одно из главных божеств. Буквальное значение имени — «смотрящий за миром». Каждую он объезжает землю на крылатом всевидящем коне Товлынг-лув с золотой гривой и серебряными копытами, проверяя, всё ли в мире в порядке, и передавая людям наказы своего отца Нуми-Торума.
Чхоллима — корейский крылатый конь
Чхоллима (кор. 천리마, 千里馬) — мифический крылатый корейский конь, «способный преодолевать тысячу ли в день». По легенде, не было на Земле смельчака, способного его укротить, поэтому Чхоллима улетел в небо. Дал название движению Чхоллима в КНДР. Чхоллима является символом прогресса и движения нации вперёд. Также дал название одной из станций метро в Пхеньяне.
Изображается в виде крылатого коня. В Пхеньяне есть несколько подобных статуй.
Сборная КНДР по футболу носит прозвище «Чхоллима». Также в КНДР издаётся журнал «Чхоллима».
Присутствует крылатый конь и в православной символике. Именно на красном крылатом коне на иконах часто изображают архангела Михаила — архистратига небесного воинства.
Крылатые кони сегодня присутствуют на гербах многих городов и поселений как в России, так и в других странах. Но наш крылатый конь всё равно интереснее — ведь он наш!
Вот и подошёл к концу наш небольшой рассказ о крылатом коне, взлетевшем на герб Златоуста. В заключение скажем о том, как сегодня трактуется герб нашего города.
Как правило, описание гербов начинается со щита, его формы и цвета. В европейской геральдике существует несколько основных форм геральдических щитов: норманнский (варяжский), испанский, французский, итальянский, немецкий, греческий (амазонский), восточный или византийский (круглый). Наиболее распространена французская форма, поскольку она крайне удобна для рассечения щита на ряд полей и для расположения на ней геральдических фигур. В российскую геральдику она была внесена Ф. Санти.
В последующем практически во всех территориальных эмблемах (гербах) российских городов использовалась именно французская форма щита, которая и была положена В. П. Жариковым в основу при создании герба Златоуста. Правда, художник придал традиционной форме дополнительное звучание: вертикальные грани щита несколько скошены вниз и на них имеются узкие выступы, в результате чего щит играет роль символического изображения ковша для разливки стали, характеризуя Златоуст как родину русского булата и один из центров качественной металлургии России. Поэтому щит городского герба, являясь вполне самобытным, не нарушает, тем не менее, российской геральдической традиции.
Поле щита — красное (червленое). В геральдике красный цвет является символом силы, мужества, храбрости и любви. В годы Советской власти красный цвет использовался в двух аспектах: как символ промышленности и как символ революционных и боевых заслуг жителей города. Именно в этом качестве он и был окончательно выбран для герба Златоуста (Владимир Павлович Жариков рассказывал автору, что сам он предполагал выбрать для щита синий цвет, который ассоциировался у него с образом Урала).
Надо отметить, что червлёный (красный) цвет один из самых распространённых и в мировой, и в российской геральдике. К примеру, красное поле гербового щита имели такие города, как Санкт-Петербург, Москва, Владимир, Царицын, Вологда, Пермь, Тверь, и, что особенно примечательно, Тула. Таким образом, красный цвет на гербе Златоуста может толковаться как, символ силы, храбрости и мужества его жителей, участвовавших в крупнейших событиях отечественной истории XVIII-XX веков (от восстания Пугачева до Великой Отечественной войны), символом того, что наш город — один из крупных промышленных центров Урала. Напоминает он и о том, что основали Златоустовский завод тульские промышленники Мосоловы, а его первостроителями были тульские же мастеровые. Есть в красном цвете и сполохи того огня, в котором рождался когда-то знаменитый аносовский булат и рождается сегодня не менее знаменитая златоустовская сталь.
Стилизованное изображение крылатого коня на гербе Златоуста — это символ уникального искусства златоустовской гравюры на стали и высокого таланта златоустовских мастеров. Золотой же цвет символизирует богатство недр уральской земли и напоминает о поэтическом имени города — Златоуст (золотой цвет в традиционной геральдике также означает верховенство, величие, уважение, великолепие, богатство).
К этому следует добавить, что поскольку в греческой мифологии Пегас — это оруженосец Зевса, то на гербе Златоуста он ещё символизирует то, что на протяжении практически всей свой истории Златоуст был и остаётся одним из центров оборонной промышленности, таким образом являясь оруженосцем России.
А провожает нас Пегас златоустовского художника Владимира Зозули (1941–2020), изображенный на росписи на стене современного златоустовского вокзала.
А. Козлов, И. Шубина