Если Львов и Татьяничева в 1941-м году были ещё совсем молодыми и практически неизвестными литераторами, то Фёдора Панфёрова (1896—1960) читатели того времени уже хорошо знали по роману «Бруски». С 1931 года и практически до конца жизни он редактировал «толстый» литературный журнал «Октябрь».
Уже через неделю после начала Великой Отечественной войны Панфёров выступил в «Литературной газете» с памфлетом «Уничтожать беспощадно!». А вскоре по командировке «Правды» — главной газеты страны — выезжает на фронт. И уже зимой 1942 года выходит его повесть о войне «Своими глазами».
Зимой 1941—1942 годов писатель жил в Миассе, где в эвакуации была его жена, писательница Антонина Коптяева. Он своими глазами наблюдал, как практически на пустом месте рождался новый автозавод. Позднее эти впечатления лягут в основу нового романа Панфёрова «Борьба за мир», написанного уже после войны.
Стихи Людмилы Татьяничевой (1915—1980), наверное, на слуху у всех уральцев. Хотя поэтесса и родилась в Ардатове, но Урал стал её судьбой. Рано осиротев, она переехала к родственникам в Свердловск, а в 1934 году — в Магнитогорск. На молодую девушку огромный металлургический комбинат произвёл неизгладимое впечатление, что и отразилось в её ранних стихах. С началом войны героями сотрудника газеты «Магнитогорский рабочий» становятся труженики тыла, металлурги. В 1944 году в Челябинске выходит её первый поэтический сборник, в котором публикуется и стихотворение «Город Н.»:
Связан судьбой
Известный советский поэт Михаил Львов (1917—1988) связан со Златоустом самой судьбой. Родился он в татарском селе Насибаше, которое тогда входило в Златоустовский уезд. В Златоусте окончил семилетку, работал в депо и на металлургическом заводе. В начале тридцатых годов переехал в Челябинск, где тогда гремел строящийся тракторный завод. Работая на тракторном, Львов посещал занятия в заводском литературном объединении, постигая азы работы со словом. В 1940 году в Челябинске вышла первая книга стихов молодого поэта.
В начале войны Михаил Львов трудился на сооружении оборонных предприятий, а в 1943 году добровольцем записался в Уральский танковый корпус. Дорогами войны поэт прошёл от Орла и Львова до Берлина и Праги, регулярно посылая в областную газету «Челябинский рабочий» свои стихи, очерки и корреспонденции. Позднее командир бригады, в которой воевал Львов, дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант танковых войск М. Г. Фомичёв вспоминал:
В годы Великой Отечественной войны о Златоусте писали многие известные советские писатели и поэты. Тема «Златоуст в литературе военных лет» пока ещё мало изучена, поскольку она как-то не попадала в поле зрения местных историков и краеведов. Наверное, это вполне объяснимо, потому что в первую очередь внимание было обращено на более важные вопросы.
Откровенно говоря, и при подготовке этой книги публикация на эту тему не планировалась. Но возникла загвоздка с одним из материалов — очерком Фёдора Панфёрова «Уральцы», который хотелось с одной стороны опубликовать в книге, а с другой — он как-то не ложился ни в одну из глав. Но потом мне в голову пришла мысль — а почему собственно следует помещать только этот небольшой очерк? Ведь о Златоусте в те годы писали и Михаил Львов, и Людмила Татьяничева. И даже молодой московский поэт Анисим Кронгауз, побывав в Златоусте, посвятил ему несколько стихов, которые прозвучали в авторском исполнении по местному радио и были опубликованы в «Большевистском слове» (так тогда называлась городская газета). Вот так и родилась эта глава, написанная перед самой сдачей книги в печать.
Большим событием явился для города приезд государственного ансамбля народного танца Союза ССР под художественным руководством заслуженного артиста РСФСР лауреата Сталинской премии Игоря Моисеева. Предельная отшлифованность ансамбля в техническом и актерском отношении, эмоциональная глубина и выразительности превращают его концерты в радостную демонстрацию красоты, жизненной силы и мощи советского искусства.
Ансамбль показал хореографическое творчество целого ряда народностей СССР. И везде работу ансамбля отличает прекрасное проникновение в стихию народного танца, тонкая передача всех его стилевых особенностей. Вдохновенный труд художественного руководителя заслуженного артиста РСФСР лауреата Сталинской премии Игоря Моисеева наложил печать подлинного мастерства, большого благородства и вкуса на всё, что показано ансамблем.
В Златоуст на несколько дней прибыла группа выдающихся артистов Государственного ордена Ленина Академического Малого театра. Это большое событие в культурной жизни нашего города.
26 мая в клубе завода им. Сталина состоялась встреча мастеров советского искусства с металлургами, посвященная Всесоюзному социалистическому соревнованию. Тепло встретили собравшиеся появление за столом президиума народной артистки СССР орденоносца В. Н. Пашенной, народного артиста СССР орденоносца П. М. Садовского, заслуженного артиста РСФСР С. П. Алексеева и заслуженного артиста РСФСР орденоносца А. Н. Анненкова.
После доклада зам. главного инженера завода т. Перцева о ходе социалистического соревнования выступили знатные стахановцы завода. Сталеварорденоносец т. Панков рассказал о своей работе в дни Отечественной войны, о том, как патриоты Родины выполняют свой долг перед Красной Армией.
В Златоуст прибыла, чтобы дать несколько концертов в рабочих клубах, группа артистов Государственного Академического ордена Ленина Малого театра. В составе группы народная артистка СССР орденоносец Вера Николаевна Пашенная, народный артист СССР орденоносец Пров Михайлович Садовский, заслуженный артист РСФСР Николай Александрович Анненков и другие. В клубе металлургов группа артистов дала свой первый концерт для стахановцев металлургического завода им. Сталина. Второй концерт состоится сегодня в клубе завода им. Ленина.
Из газеты «Большевистское слово», 27 мая 1942 года.
Это письмо-воспоминание о работе в Златоусте Орловского театра, эвакуированного во время войны на Урал, прислала Клавдия Владимировна Николаева-Шахманская — очевидец и участник тех событий.
Великая Отечественная война застала Орловский областной драматический театр на гастролях в Чернигове. В условиях гастрольной поездки художественный руководитель театра М. М. Ляшенко сразу же начал перестройку работы, о чём свидетельствует содержание приказа от 3 июля 1941 г.: «… в порядке перестройки работы театра, для обслуживания частей РККА, создать три художественные бригады… Программы бригадам № 1, № 2 приготовить не позднее 6 июля 1941 г., бригаде № 3 — не позднее 8 июля 1941 г.»
Отъезд из Чернигова был назначен на 6 июля, в 20-х числах июля коллектив театра и его имущество прибыли в Орёл. Сохранилась служебная записка начальника Орловского областного отдела искусств, адресованная в облисполком: «Работа театров… коренным образом изменяется как в отношении содержания (тематики) и формы обслуживания, так и контингента зрителя.
Война близилась к своему победоносному завершению и город постепенно готовился к будущей мирной жизни. В июле 1944 года возобновил свою работу городской краеведческий музей, законсервированный осень 1941 года.
В августе премьерным спектаклем «Песня о черноморцах» по пьесе Бориса Лавренёва возобновил свою работу Златоустовский драматический театр им. X-летия Октября (ныне театр «Омнибус»). В состав новой труппы в основном вошли артисты Белебеевского театра, приехавшие работать в Златоуст.