О священниках, отправлявших службы в Свято-Троицком соборе, сегодня известно совсем немного. Вот фамилии протоиереев собора (в скобках — даты службы в соборе): Илья Петрович Попов (1827–1849), Алексей Петрович Боголюбов (1849–1865), Василий Николаевич Переберин (1873–1877), Стефан Васильевич Яхонтов (1872–1895), Стефан Яковлевич Комаров (1895 — не ранее 1904), Николай Александрович Страхов (по данным 1914). В своей книге о соборе В. Е. Боков пишет: «Автор настоящего описания помнит службу, совершаемую в конце 50 годов прошлого столетия протоиереем Алексеем Боголюбовым, священником Василием Перебериным_ в середине 60 и 70 годах — протоиерея Стефана Яхонтова, проповедника и миссионера. Ныне (1904 год. — А.К.) с душевным благоговением слышим службу маститого и украшенного сединами престарелого протоиерея Стефана Яковлевича Комарова, прослужившего в церквах Златоустовского завода 56 лет. За свою отличноусердную службу протоиерей награжден многими высшими знаками отличия, за последнее время получил <...> орден Владимира 3 степени».
Свято-Троицкий собор привлекал внимание многих известных российских деятелей, посещавших Златоуст в разные годы. Начать здесь, пожалуй, можно с великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, который останавливался в Златоусте 7–9 июня 1837 года во время своего длительного путешествия по России. Наследника российского престола сопровождал его наставник, известный русский поэт Василий Андреевич Жуковский. На одном из карандашных рисунков поэта, где изображена площадь в Златоусте перед домом горного начальника, почти у самого левого края видны довольно высокие строительные леса. Нетрудно догадаться, что это изображено строительство собора, который летом 1837 года был доведен до его верхней части. Очевидно, что среди прочего цесаревич не преминул познакомиться и с тем, как идет сооружение храма.
К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии внутреннего убранства Собора. И сегодня его характер можно представить только по немногочисленным свидетельствам людей, видевших Свято-Троицкий собор во всем его великолепии.
Вот несколько суховатое описание М. В. Бурдукова, позаимствованное из его рукописи «Город Златоуст Уфимской губернии в географическом, историческом, промышленном и бытовом отношениях» (1896 г.): «Купол и стены внутри храма расписаны: первый — клеевыми, и последние масляными красками; на стенах, колоннах и оконных простенках (в куполе) помещены изображения Святых, а также и картины из Евангельской истории, в громадном размере. Пол в храме чугунный, штучный, производства заводов местного горного округа (Саткинский, Кусинский, Златоустовский)».
Сегодня может вызвать некоторое недоумение то, почему же горному начальнику Златоустовских заводов позволили не препятствовать инициативе мастеровых, изъявивших желание выстроить огромнейший храм, мало того — выделили довольно значительные суммы казенных денег на окончание строительства. Но вот что по этому поводу пишет в своей монографии «Города-заводы России» Е. М. Лотарева: «Чем больше заводов объединял округ, чем богаче он был, тем представительнее выглядел его центр. Владельцы горных округов, в том числе и казна (выделено мной.— А. К.), уделяли центру как главной «штаб-квартире», способствующей своим обликом рекламе продукции заводов, наибольшее внимание». В этом плане сооружение большого храма в столице
Между тем с освящением собора дела строительные отнюдь не закончились. Неподалеку от храма было решено выстроить высокую колокольню. И вновь мастеровые и другие нижние чины Златоустовского завода и Оружейной фабрики согласились на то, чтобы в течение двух лет жертвовать на колокольню по 10 копеек с каждого рубля ежемесячного заработка. Правда, в марте 1842 года старообрядцы (а их на Урале, в том числе и на Златоустовском заводе, было в те времена довольно много) обратились к горному начальнику с просьбой не вычитать у них деньги, поскольку они на это своего согласия не давали. На что 24 марта последовало довольно энергичное решение: «Как просители не единоверцы и состоят в поморской секте, как и в
Шестого июня 1842 года, в субботу, накануне Троицы, Преосвященный Иоанникий, Епископ Оренбургский и Уфимский, освятил главный Свято-Троицкий престол вновь построенного златоустовского собора. Вот как рассказывал об этом автор книги «Описание Златоустовского СвятоТроицкого собора» (Уфа, 1904) и действительный член Оренбургской и пермской ученых Архивных комиссий В. Е. Боков:
Девятого мая 1842 года горный начальник Златоустовских заводов Павел Петрович Аносов обратился с письмом к Преосвященному Иоанникию, Епископу Оренбургскому и Уфимскому:
Еще 13 декабря 1838 года попечители по постройке храма обратились к горному начальнику за разрешением заказать в Москве «резную работу с позолотою для трех иконостасов, а равно и самые иконы». Переписка по этому поводу шла с московским живописцем, художником Императорской академии художеств А. К. Малаховым, который намеревался сделать все работы по устройству иконостасов за 22500 рублей. Тут возникла проблема с финансами — собранных денег на устройство иконостасов и самые необходимые церковные принадлежности не хватало, поэтому горный начальник П. П. Аносов обратился с ходатайством о выделении на эти нужды 50 тысяч рублей к главному начальнику Уральских горных заводов генерал-лейтенанту В. А. Глинке. На что Владимир Андреевич Глинка 11 февраля 1839 года довольно язвительно отозвался, что он не решается ходатайствовать у Министра финансов (Горный департамент в описываемый период находился в составе этого министерства) об ассигновании значительной суммы на окончание строительства, «особенно потому, что прихожане, решаясь строить обширный храм, не просили