История первой златоустовской церкви весьма запутана, и чем больше анализируешь дошедшие до нас скупые сведения, тем больше вопросов возникает. К этому следует добавить и то, что сегодня мы, за редким исключением, лишены возможности обратиться к надежным первоисточникам и строим свои умозаключения на сведениях, почерпнутых из, как говорится, вторых или даже третьих рук.
Наиболее распространена следующая версия истории первой златоустовской церкви: в 1761 году в Златоустовском заводе построена часовня, затем, четыре года спустя появилась и первая деревянная церковь во имя трех святителей, сожженная в 1774 году отрядом Е. И. Пугачева. В 1775 году вторым владельцем Златоустовского завода Л. И. Лугининым на окраине селения (там, где ныне находится Дом культуры ВОГ) построена каменная часовня, позднее перестроенная в церковь. Примерно так излагают картину событий в своих работах Н. А. Косиков и Ю. П. Окунцов. Эта версия основана на выписках, сделанных златоустовским краеведом Н. К. Тимофеевым из недошедших до нас источников. При этом первая церковь называется по-разному: то Трехсвятительской, то Никольской.
В послереформенный период в России началось динамичное развитие народного образования. Государство, не отказываясь от финансирования существовавшей ранее сети учебных заведений, стало передавать вопросы просвещения в ведение местных самоуправлений.
3 марта 1876 года член земской управы Самойловский принял от председателя Свято-Троицкого братства священника Яхонтова пять начальных школ — две в Златоусте, а также Кусинскую, Кувашинскую и Медведевскую. Передавались они «за отсутствием средств». Первая и вторая братские школы, неофициально именовавшиеся Нижнезаводской и Ветлужской, были открыты соответственно, в 1868 и 1869 годах. Для земства, которое тогда едва встало на ноги, приобретение оказалось обременительным в силу скудности бюджета. Буквально через два года, в 1878 году оно предложило городской думе взять на себя финансирование 1-го и 2-го городских училищ, угрожая в противном случае закрыть их. Городские власти вынуждены были принять Ветлужскую школу с 85 мальчиками, 30 девочками и их наставницей Александрой Федоровной Агафоновой и Нижнезаводскую с 40 мальчиками, 20 девочками и учительницей Лукерьей Ивановной Дерябиной. С них и началось формирование городской системы народного образования. В дополнение к двум первым, в 1880 году было открыто 3-е городское (Петропаловское), а в 1885 году — 4-е городское (Ветлужское).
На особом положении находилась единоверческая церковь, созданная для привлечения в лоно синодальной церкви, ценою некоторых уступок старообрядцев. Единоверческий храм, построенный в 1844 году на средства казны, именовался также, как и собор, — Свято-Троицким. Эта белокаменная церковь, пятиглавая, с колокольней стояла на берегу Нижне-заводского пруда. Находилась она неподалеку от Тагильских улиц, а основную массу ее прихожан составляли потомки «тагильцев», поэтому в народе ее называли Тагильской. Храм этот считался одним из богатейших, так как среди его прихожан было немало купцов и промышленников.
В своем очерке «Уфимская епархия» 1899 года его составитель преподаватель Уфимского духовного училища И. Златоверховников сообщает, что «всего же в Уфимской епархии было до 28,5 тысяч раскольников». «...Главными очагами раскола в нашем крае являются заводы, и наибольший контингент раскольнического населения Уфимской губернии приходится на уезды Уфимский и Златоустовский <...> Несмотря на энергичные действия против раскола со стороны Епархиальной власти и православных пастырей, вредная пропаганда его сильно сказывается среди простого народа как в местностях, отдаленных от православных церквей и пастырей, так и в близких к главным притонам раскола. Так, например, склонный к суевериям простой народ легко вводится в заблуждение раскольниками, которые утверждают, что привитие оспы есть печать антихриста, и невинные дети, делаясь жертвой пагубного суеверия своих родителей, мрут ежегодно от оспы сотнями; многие раскольники не признают таинства брака... глумятся над неразрывностью брачных уз... — и в результате ежегодно увеличивается в епархии число бракоразводных дел; как следствие легкого отношения раскольников к таинству брака, является среди них разврат».
По определению дьякона Свято-Троицкого собора о. Михаила (Бурдукова), «большинство населения Златоуста составляли православные, затем древнеправославные, инославные, кривославные и даже безславные». К древне-православным (они же единоверцы, «двоеданы») относилось почти все именитое купечество. К инославным — католики, лютеране, евреи, магометане. К кривославным — раскольники австрийской, поморской и других сект. А к безславным — те, «кто ни Бога, ни совести не признает».
В начале XIX столетия на Златоустовский завод переселили значительную группу старообрядцев. Сведения о времени их прибытия и численности разноречивы. М. Бурдуков в своей рукописи утверждал будто в 1818 году прибыло их 227 душ мужского пола и 239 женского. Тимофеев, цитируя летопись Трехсвятительской церкви, приводил иные данные: «1820 год марта 11 дня. В Златоустовский казенный завод по Высочайшему повелению прибыли переведенные крестьяне с Тагильского в Пермской губернии состояния господина Демидова завода числом до 700 душ мужеска и женска пола. Сии люди почти все староверы».
Сто лет назад дьякон Свято-Троицкого собора Михаил Бурдуков характеризовал православное население Златоуста следующим образом: «... к церковному богослужению и исполнению христианского долга во святые посты усердны, поучения и проповеди в церквах охотно слушают; к поминовению усопших также расположены, к отправлению молебствий в церкви и дома также имеют усердие». Он отмечал также, что вредных предрассудков и поверий в городе замечено не было. И все же, требовательный к себе и к окружающим, священнослужитель считал, что нравственность местных обывателей пребывала в упадке «вследствие пресловутой «заводчины», ибо обнаруживали себя такие пороки, как пьянство и разврат.
Ему не дано было знать, насколько упадет нравственность через сто лет непрерывного прогресса...
Во все времена среди златоустовцев было немало настоящих подвижников православной веры, стараниями которых строились, украшались и поддерживались в должном состоянии храмы. Из их числа выбирались церковные старосты. Об одном таком подвижнике докладывал в 1909 году Епископу Уфимскому и Мензелинскому Нафанаилу настоятель церкви святого Симеона отец Иустин Илларионов:
Часовни, имевшиеся в городе, были также приписаны к различным храмам. На вершине горы Амбарной, которую мы привыкли именовать Бутыловской, в 1866 году отставной мастеровой Яков Ершов на свои средства соорудил каменную часовню во имя святого Благоверного князя Александра Невского. Он сделал это в знак глубокой признательности и любви к монарху, из рук которого получил свободу, а также в память об избавлении Государя от грозившей ему опасности при покушении 4 апреля 1866 года. Часовня была возведена на месте обветшавшей деревянной своей предшественницы, поставленной ранее в честь Александра II, любовавшегося красотами Златоуста с того самого места во время посещения завода.
В 1902 году Златоустовское горнозаводское товарищество решило поставить еще одну часовню Александра Невского. Таким образом, собирались почтить память Царя Освободителя Александра II и отметить 35-летие существования товарищества. Договор на постройку попечительский приказ заключил с владельцем мраморного заведения местным мещанином В. А. Казаковым. Обошлась часовня в 5000 рублей, деньги по тем временам огромные. Но этот своеобразный памятник того стоил. Великолепная часовня из белого мрамора стояла на берегу пруда, неподалеку от собора. На одной из улиц Демидовки стояла деревянная Покровская часовня. Неподалеку от нее находилась часовня во имя иконы Казанской Божьей Матери, тоже деревянная. Ее поставили в 1895 году в память о бракосочетании императорской четы. Характерно, что Епископ Уфимский Дионисий на прошении об открытии этой часовни начертал следующую резолюцию:
С окончанием строительства Свято-Троицкого собора (1842 год) старую Трех-Святительскую церковь решено было обратить в кладбищенскую. Со временем она окончательно обветшала, а растущему городу одного храма, даже такого большого, как Свято-Троицкий, было мало. В 1870 году был заложен, а в 1875 освящен храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Эта небольшая церковь, кирпичная и оштукатуренная, с шатровой крышей, пятью маленькими главками и встроенной колокольней, стояла на площади возле Нижне-Заводского пруда. В ее приходе числилось 458 дворов или около 2300 прихожан из Закаменки и прилегающих улиц.