АНОСОВА УЛИЦА
АНОСОВА УЛИЦА — главная транспортная магистраль, соединяющая центр города с районом ж. д. вокзала. Начинается от плотины городского пруда и идет до профтехучилища № 35. Длина более 6 км. До начала 1960-х годов состояла из двух самостоятельных улиц: Большой Ветлужской (р-н Ветлуги от городского пруда до нынешнего пос. железнодорожников) и 1-й Шоссейной (р-н вокзала от моста через выемку до железнодорожного училища № 4). Большая Ветлужская возникла в конце XVIII а. в связи с застройкой Ветлуги. В народе часто называлась Пороховой улицей, т. к. для ее прокладки от плотины городского пруда камень в подошве г. Косотур взрывался и его обломками мостилось дорожное полотно (по В. Бирюкову). По Большой Ветлужской проходил начальный участок старого тракта Златоуст — Миасс. Улица была застроена деревянными одноэтажными домами, лишь в конце XIX в. здесь появилось несколько каменных жилых домов и построенная в 1894 г Иоанно-Предтеченская (Ветлужская) каменная церковь (ныне не сохранилась). Улица 1-я Шоссейная (первоначальное название — Казанское Шоссе, переименована после 1919 г.) возникла в связи с постройкой ж. д. станции Златоуст в 1890-х годах. На ней располагались здания различных служб Самаро-Златоустовской ж. д. и одноэтажные деревянные служебные жилые дома для железнодорожников. Единственным каменным зданием в это время было двухэтажное здание вокзала. В начале XX в. на улице появились два двухэтажных каменных дома (ныне входят в комплекс школы № 90), в одном из которых (красное здание) размещалось начальное железнодорожное училище, а в другом (белое здание) размещался кондукторский резерв. В конце 1950-х гг. на улице было построено несколько многоэтажных жилых домов, составляющих ныне архитектурный комплекс привокзальной площади. В 1960-х гг. с возникновением поселка железнодорожников Большая Ветлужская и 1-я Шоссейная соединились в одну улицу, которой было дано имя великого русского металлурга П. П. Аносова. Сегодня на этой улице расположены административные и производственные здания железнодорожных предприятий (вагонного и локомотивного депо, дистанции пути, дистанции сигнализации и связи), две средние школы (№ 17 и № 90), ДК железнодорожников, несколько магазинов. Привокзальная часть улицы застроена пяти- и девятиэтажными жилыми домами, а ветлужская часть — это хорошо сохранившийся кусочек старого Златоуста конца XIX в. А. Козлов. (1-й том).