ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — одна из крупнейших железных дорог России. Образована в январе 1934 г. при разделении Пермской ж. д. Пролегает по территориям Казахстана, Башкирии, Челябинской, Курганской, Куйбышевской, Оренбургской и Свердловской областей. В состав дороги входят отделения: Златоустовское, Челябинское, Курганское, Петропавловское, Карталинское, Орское, Оренбургское. Основные узловые станции: Челябинск, Курган, Петропавловск, Троицк, Карталы, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Бердяуш. Эксплуатационная длина 4935 км (1991). Управление дороги — в Челябинске. Дорога награждена орденом Октябрьской революции (1971). ЮУЖД — важнейшая магистраль на юго-востоке России. Составляет 3,4% от общей протяженности ж. д. сети (1990), дорога выполняет около 7% общесетевого грузооборота. Ее грузонапряженность в 2 раза превышает общесетевую (на отдельных участках — в 5 раз). К концу 1980-х гг. электрифицированные линии на ЮУЖД составили 60% (в 2 раза выше среднесетевого) и выполняли около 80% всего грузооборота. Эксплуатация электровозов ВЛ-10 по системе многих единиц (СМЕТ) позволяет водить на главном ходу Исилькуль — Челябинск — Кропачево поезда массой до 6000 т. Реконструкция участковых станций Челябинск-Южный, Златоуст, Кропачево, Курган, Петропавловск, Шадринск дала возможность регулярного вождения по главному ходу поездов длиной в 71 условный вагон. Участок Кропачево — Златоуст — Полетаево передан в состав ЮУЖД при ее организации в 1934 г. из Пермской ж. д. первоначально в качестве Златоустовского района ж. д., преобразованного в 1946 г. в Златоустовское отделение (в границах Кропачево — Златоуст — Чебаркуль). Протяженность отделения на 1996 г. составляет 16,6% от общедорожной. Железнодорожные линии Златоустовского отделения имеют очень сложные профили пути, т. к. проходят через основные горные хребты Южного Урала. В составе отделения самая высокогорная станция ЮУЖД — Уржумка, располагающаяся на южном склоне Александровской сопки на высоте 564 м над ур. моря. Златоустовское отделение является одним из наиболее грузонапряженных в составе ЮУЖД. А. Козлов. (2 том)
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОРНОЗАВОДСКОЙ ТРЕСТ — крупное государственное промышленное объединение в 1920-х гг. Был создан на основании решение ВСНХ от 13.04.1922 г. Уральским промышленным бюро в мае того же года в числе четырех трестов, объединявших предприятия черной металлургии Урала. Новые объединения имели целью дать заводам большую самостоятельность при переходе на хозрасчет. В том же 1922 г. Президиум ВСНХ санкционировал образование синдиката «Уралмет» для согласования торговой, заготовительной и финансовой деятельности трестов. В последующие годы произошло частичное разукрупнение трестов и им дано право выделять округа и кустовые объединения заводов. В 1924 — 1925 гг. в Ю.-У. г. т. входили заводы: Златоустовские металлургический и механический, Саткинский, Кусинский, Миасский, Катав-Ивановский, Юрюзанский, Усть-Катавский и электрометаллургический завод «Пороги». Из состава Ю.-У. г. т. выделились в самостоятельные Бакальский рудный трест и трест «Магнезит» (оба союзного значения), Симский горный округ в составе Симского, Ашинского и Миньярского заводов. Правление Ю.-У. г. т. находилось в Златоусте в помещении бывшего Арсенала. Продукция: чугун и чугунные отливки, мартеновская сталь, прокат разных профилей, огнеупоры, цемент, инструменты, ферросплавы и др. Используя возможности хозрасчета, трест свободно продавал на рынке часть продукции и получал средства для развития производства. К концу 1924 — 1925 хозяйственного года производительность заводов Ю.-У. г. т. достигла уровня 1913 г. Новая реорганизация управления горной и металлургической промышленностью произошла в 1927 — 1929 гг. По постановлению Совета труда и обороны от 08.07.1927 г. в ведении ВСНХ был образован трест «Уралмет», объединивший 55 заводов и рудников, который получил широкие полномочия по производству и сбыту металла, железных руд, каменного угля. Прежние тресты потеряли свое значение и фактически перестали существовать. Н. Косиков. (2 том)
ЮЖНЫЙ — небольшой поселок в 2 км от с. Куваши на правом берегу р. Куваш. Здесь располагалась одна из ферм Медведевского совхоза. В названии приблизительная характеристика местоположения: поселок расположен к ЮЮЗ от центра села Куваши. С. Стрельников. (2 том)
ЮЖТЯЖСТРОЙ — строительно-монтажный трест. Был создан в г. Харькове по решению СНК СССР от 14 октября 1940 г. и находился в подчинении Главного строительного управления Юга страны. Вел строительство на Украине: в Макеевке, Никополе, Днепропетровске и др. городах. В 1941 г., когда южные промышленные районы оказались в зоне военных действий, по приказу Наркомстроя от 13 августа 1941 г. эвакуировался на Урал, к концу августа 1941 г. в Златоуст прибыли руководство и несколько строительных управлений треста. В его состав влилось существовавшее при Златоустовском металлургическом заводе строительное управление. Объединенная строительная организация стала называться особой строительно-монтажной частью (ОСМЧ) «Южтяжстрой». Основной задачей ОСМЧ являлась реконструкция завода в условиях военного времени. В этот период построены термокалибровочный и молотовой цехи, стан «280», компрессорная и кислородная станции, второй мартеновский цех и др. объекты. В 1947 г. трест «Южтяжстрой» восстановили в г. Харькове, а строительной организации в Златоусте присвоили название «Златоустстальстрой», с 1952 г. — «Златоустметаллургстрой». А. Либерман. (2 том)
ЮКО — златоустовское производственно-коммерческое предприятие, специализирующееся в деревообработке, производстве мебели, оформлении интерьеров и т. д. С декабря 1990 г. по март 1992 г. существовало как хозрасчетное предприятие в рамках ТОО «МЖК ЗМЗ». С 31 марта 1992 г. — АОЗТ «ЮКО». Производственная база в Златоусте: участок деревообработки на площадях, арендуемых в вагонном депо, производственный корпус в районе 6-го жилучастка; административное помещение площадью 200 кв. м расположено на первом этаже здания МЖК метзавода; в Миассе: земельный участок в 2 тыс. кв. м, два корпуса (0,45 га) под развитие производства. Е. Морарь. (2 том)
ЮНЫМ БОРЦАМ ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ — памятник молодым красногвардейцам, установленный в сквере на ул. Ленина, выше здания диагностического центра. Открыт 27 июля 1963 г. Авторы — скульпторы В. П. Жариков и Б. П. Волков, архитекторы Ю. Г. Жура и А. В. Козырева. Представляет собой статую юного красногвардейца в длинной шинели, установленную на прямоугольном постаменте. В верхней части постамента расположены рельефные чугунные панно, отображающие события гражданской войны. Постамент сложен из кирпича и облицован гранитными плитами. Фигура красногвардейца и рельефы для постамента отлиты на Кусинском машиностроительном заводе. Общая высота памятника — 7,5 м, высота скульптуры — 4 м. А. Козлов. (2 том)
ЮРАК — поселок лесозаготовителей на р. Юрак в 27 км к ЮЮЗ от с. Веселовка. Возник в 1932 г. и первоначально располагался в 4 км выше устья р. Юрак. В поселке были построены жилые дома, магазин, баня. Лес сплавлялся по р. Ай. Несколько позднее поселок перенесен на северо-восток, ближе к устью Юрака и находился в 1,5 км от Ая на его левом берегу. На новом месте в короткие сроки были построены магазин, контора, медпункт, пекарня, чуть позже — школа и клуб. Поселок был связан телефонной связью с поселками Семибратским, Плотинкой, д. Веселовка и Златоустом. Население в основном состояло из спецпереселенцев, которые до 1947 г. жили по особому режиму. Основное занятие жителей — лесозаготовки и лесосплав. В 1960 г. численность населения составляла св. 80 чел. В 1970-х гг. в связи с истощением лесосырьевой базы поселок был ликвидирован полностью. В Ю. родился В. Д. Мазуров, доктор физико-математических наук, профессор. П. Малков. (2 том)
ЮРАК — речка, левый приток Ая. Начало берет около г. Свиридиха (Саткинский хр.), прорезает хребет Уреньгу и впадает в Ай в 5 км к ЗЮЗ от Семибратского озера. Название, вероятно, от башкирского йурэк — «сердце». По берегам — сосновые и березовые леса. С. Стрельников. (2 том)