Н8 — первый отечественный восьмиосный электровоз постоянного тока, опытные образцы которого испытывались в локомотивном депо ст. Златоуст. В 1944 г., когда были начаты работы по электрификации участка Кропачево — Златоуст — Челябинск, американская фирма «Дженерал Электрик» по заказу Центрального управления электрификации НКПС СССР разработала проект восьмиосного грузового электровоза постоянного тока, предназначенного для эксплуатации на горных участках Южно-Уральской ж. д. В 1947 — 1948 гг. было изготовлено 20 локомотивов, которым МПС СССР присвоило обозначение серии А. Однако решением правительства США был наложен запрет на поставку этих электровозов в СССР и фирма «Дженерал Электрик» передала их на железные дороги Северной Америки, где они долгие годы эксплуатировались. В 1949 г. было принято решение о разработке мощного отечественного электровоза. В 1952 г. Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) приступил к проектированию нового локомотива (руководитель проекта — главный конструктор завода Б. В. Суслов), а уже в марте 1953 г. был изготовлен опытный образец мощного восьмиосного электровоза Н8 001. Серия Н8 означала: новочеркасский восьмиосный. Испытания и опытная эксплуатация этого локомотива проходили на Златоустовском отделении ЮУЖД с июля 1953 г. по февраль 1954 г. По результатам испытаний в конструкцию электровоза были внесены изменения и завод изготовил опытную партию из семи электровозов Н8-002 — Н8-008, которая поступила в локомотивное депо Златоуст. В ходе опытной эксплуатации (1953 — 1956) работниками депо Златоуст, конструкторами НЭВЗ и учеными ЦНИИ МПС было внесено около 400 предложений по усовершенствованию отдельных узлов электровоза Н8. Значительный вклад в работы по улучшению конструкции электровоза и разработку нормативных документов внесли инженеры депо Златоуст А. Б. Дашкевич, Л. А. Колокольников, А. И. Откидач, В. К. Полулех, Н. Г. Сухощавин, А. М. Хрипунов, машинисты-инструкторы П. И. Панченко, В. И. Сафронов. Ремонтные и эксплуатационные испытания Н8, проведенные в Златоусте, легли в основу создания памятки по вождению поездов и технологических карт по ремонту. С 1956 г. НЭВЗ начал серийный выпуск нового электровоза. В 1958 — 1959 гг. все электровозы ВЛ 22М были заменены в депо Златоуст на новые Н8 мощностью 4160 кВт, что позволило увеличить вес поезда с 2200 т до 3200 т (на 45%) и скорость движения по участку Кропачево — Златоуст — Челябинск — на 20%. Электровозы серии Н8 эксплуатировались в депо Златоуст до 1970 г., когда были заменены более мощными локомотивами серии ВЛ10. До 1961 г. Н8 были самыми мощными в СССР электровозами. В 1963 г. они получили новое обозначение серии — ВЛ8, а выпускались до 1967 г. включительно. Опытный образец Н8-001 работал на Южно-Уральской, Восточно-Сибирской, московской и Закавказской железных дорогах и был списан в 1985 г. А. Козлов. (2 том)
НА ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА: ВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ЗЛАТОУСТОВСКОГО ЗАВОДА С 1811 ПО 1945 гг.> — книга инженера А. А. Чепурова, рассказывающая о военной продукции Златоустовского завода за более чем вековой период. В ее основу легли многочисленные архивные документы, воспоминания ветеранов завода. Приведены ценные сведения по истории зарождения и развития военного производства на заводе. Тираж 100 экз., отпечатана в 1993 г. в типографии АО «Булат». С. Куликовских. (2 том)
НА ПУТЯХ К ПОБЕДАМ — сборник очерков журналистов ежедневной городской газеты «Златоустовский комсомолец». Имеет характерный для своего времени подзаголовок: «Опыт Златоустовского комсомола в борьбе за промфинплан», рубрику «Очерки комсомольского опыта». Издан горкомом ВЛКСМ в 1931 году под редакцией С. Колосницына и С. Мазина, объем сборника 68 стр. В. Чабаненко. (2 том)
НАГУЛО Анатолий Никитович (1936, Малийко Репкинского р-на Черниговской обл., Украина — 1997, Златоуст) — ученый-машиностроитель, кандидат технических наук (1975), доцент (1978). Жил в селе Карьерском Чесменского района, где окончил среднюю школу. В Златоуст приехал в 1967 году выпускником Челябинского политехнического института. С тех пор — на преподавательской работе в ЗФ ЧПИ (ЧГТУ): ассистент, старший преподаватель, доцент, декан факультета. В течение 15 лет был директором ЗФ ЧПИ (ЧГТУ). Автор более 50 научных статей, учебно-методических пособий: «Проектирование и расчет элементов автоматизации в машиностроении» (1987), «Расчет и конструирование элементов контрольно-измерительных устройств» (1988). Кандидатская защищена по теме: «Исследование и усовершенствование технологического процесса фрезерования глубоких пазов дисковыми фрезами». Награжден знаком «Отличник высшей школы» (1986). В. Чабаненко. (2 том)
НАДЫМОВА Лариса Михайловна член литературного объединения «Мартен». Автор «Златоустовской энциклопедии» (1-е изд.). Приложения ЗЭ (2-й том).
НАЗАРЕНКО Николай Севастьянович лауреат премии им. бр. Пудовкиных газеты «Златоустовский рабочий», 1976. Приложения ЗЭ (2-й том).
НАЗАРОВ Михаил Григорьевич — машинист паровоза депо ст. Златоуст Герой Труда, 1927.
НАЗАРОВ Михаил Григорьевич (1878, с. Никольск Буинского уезда Симбирской губ. — 1932, Златоуст) — участник революций 1905 — 1907 и 1917 гг. и гражданской войны, кавалер двух орденов Красного Знамени (1919, 1929), Герой Труда (1927). Родился в семье крестьянина-бедняка. С 14 лет начал работать: учеником на заводе Крестовниковых в Казани (1892 — 1896), на волжских пароходах «Могучий» и «Меридиан» (до 1899 г.), пом. машиниста паровоза в депо Сызрань (до 1901 г.). С 1901 г. в Златоусте: слесарь паровозного депо, затем машинист паровоза. С 1905 г. член РСДРП (б). Участвовал в революции 1905 — 1907 гг. в Златоусте. В 1914 г. уволен с железной дороги как неблагонадежный, до 1917 г. работал на металлургическом заводе (Златоуст), машинистом паровоза. В 1917 г. один из организаторов Красной Гвардии на ст. Златоуст. С января 1918 г. в Петрограде, на 1 м съезде железнодорожников. Во время гражданской войны — командир бронесил 5-й Армии. Награжден орденом Красного Знамени (1919). После освобождения Златоуста руководил здесь железнодорожным ревкомом, участвовал в восстановлении разрушенного железнодорожного транспорта. С сентября 1920 г. — комиссар ж. д. коммунистического отряда по борьбе с бандитизмом. С 1922 г. вновь машинист паровоза депо ст. Златоуст. За долголетнюю самоотверженную работу на ж. д. транспорте в 1927 г. удостоен звания Героя Труда. В 1929 г. добровольцем участвовал в боях на КВЖД (Дальний Восток) на бронепоезде в составе 1-й Приморской и 26-й Златоустовской дивизии. За отвагу в боях награжден 2-м орденом Красного Знамени (1929). После завершения боев на КВЖД — машинист паровоза депо ст. Златоуст. Похоронен у подножия памятника, установленного на месте первого боя с белочехами (см. Братские могилы и памятники на месте боя с белочехами в 1918 г.). Именем Н. названа улица и поселок, его имя носила пионерская дружина школы № 21 (ст. Златоуст). В. Бухарцев, А. Козлов. (2 том)