В — марка первого паровоза, открывшего движение по Уфа-Златоустовской железной дороге в сентябре 1890 г. Паровоз марки «В» был изготовлен на Воткинском заводе в 1889 г. Его длина составляла 15м, вес 32,5 т. Котел паровоза имел большое количество дымогарных труб с общей поверхностью нагрева 133 кв. м. Котел опирался на раму, имевшую три колесные пары. Колеса диаметром более метра, сплошные, чугунные. Для усиления тяги воздуха высокая конусообразная труба поставлена широкой частью кверху. Паровозная будка — открытая. Тендер с баками на 9 кубометров воды, здесь же, в тендере, помещались дрова, использовавшиеся в качестве топлива. Вода в котел перекачивалась вручную. Паровоз имел буферную сцепку, тормозное колесо с колодкой. Движущиеся части паровоза смазывались растительным сурепным маслом и говяжьим салом из-за отсутствия мазута, только еще начинавшегося применяться. Для освещения в фонари наливалось подсолнечное масло, позже — керосин. Паровоз вез 6 четырехосных вагонов общим весом 160 тонн со скоростью 15 км/час. Первоначально Златоустовское депо было оснащено 10 паровозами марки «В», предназначенными для перевозки грузов и пассажиров. . В. Бухарцев (1-й том).
В ГРАДЕ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА — первый выпуск библиотечки журнала «Маховик», вышедший в свет в 1991 г. Отпечатан златоустовской типографией тиражом 25 тыс. экз. Составитель В. Г. Глыбовский. В сборник включен очерк П. Падучева «Уральская Калифорния, или из народных рассказов о золоте» и «Описание Златоустовского Свято-Троицкого собора» В. Бокова. Обе работы в советское время не переиздавались, очерк П. Падучева «Уральская Калифорния» с большими сокращениями в 1970-е гг. публиковался в газете «Златоустовский рабочий». А. Козлов. (2 том)
Вавеллит (водный фосфат алюминия) — назван в честь первооткрывателя минерала английского врача и физика Уильяма Уэйвелла (?—1829).
ВАГИН Николай Константинович (1892 — 1965) — сталевар, первый кавалер ордена Ленина на заводе им. Ленина (1942). На Златоустовском заводе (с 1905 г.) прошел путь от разнорабочего до бригадира. В 1919 г. вместе с заводом эвакуирован белогвардейцами в Сибирь бежал и вступил в Красную Армию. Участник гражданской войны. После реэвакуации завода работал в старомартеновском цехе, участвовал в выплавке первой в стране нержавеющей стали, осваивал производство победита (быстрорежущей стали). В 1928 г. В. организовал первую в старомартеновском цехе ударную молодежную бригаду, которая впоследствии стала стахановской. В годы Великой Отечественной войны бригада В. участвовала в выпуске новых высококачественных сталей, внедрила скоростной метод плавки. С. Куликовских. (1-й том).
ВАГОННОЕ ДЕПО ст. ЗЛАТОУСТ (ВЧД-1). Существует с 1936 г. Расположено по ул. Аносова, в р-не Малковского тупика. С начала действия Уфа-Златоустовской железной дороги работами по обслуживанию и ремонту вагонного парка и локомотивов занималась единая Служба Тяги. В распоряжение этой службы на Златоустовском участке выделено 10 паровозов, 50 товарных крытых вагонов, 68 платформ, 3 пассажирских вагонов «микст» 1 и 2 классов, 4 вагона 3-го класса, 10 вагонов 4-го класса и 2 арестантских. Единая Служба Тяги (впоследствии Тяговая служба) существовала на российских железных дорогах до 1933 г., с 3 июля 1933 г. решением СНК вагонное хозяйство было выделено в самостоятельную отрасль на железнодорожном транспорте. В целях развития материальной базы этой отрасли 14.02.1936 г. приказом НКПС СССР было решено вновь построить 50 вагоноремонтных пунктов, в том числе и Златоустовский ВРП. Строительство Златоустовского ВРП велось на заросшем мелким кустарником пустыре — Малковском тупике, где имелось небольшое ответвление железнодорожного пути для формирования поездов и отстоя вагонов. Первое производственное здание ВРП построено в августе 1936 г. Первым начальником Златоустовского ВРП был Г. А. Пахолкин. В предвоенные годы вагонный парк переведен на автоматическое торможение, начато оборудование его автосцепкой, маломощные вагоны заменены на 4-осные. В годы Великой Отечественной войны коллектив Златоустовского ВРП восемь раз завоевывал переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое позже оставлено вагонникам Златоуста на вечное хранение. Златоустовским ВРП для обслуживания воинов Калининского фронта сооружен банно-прачечный поезд. В 1947 г. Златоустовский ВРП преобразован в вагонное депо Златоуст (ВЧД-1). В послевоенные годы В. д. значительно расширилось и реконструировалось: в 50-е годы увеличены площади мастерских и сборочного цеха, построены бытовые помещения; в 60 — 70-е годы введены в действие реликтовый цех, административное здание, цех по ремонту оборудования, столовая, экспериментальный цех. В 80-х годах пущены тележечный, механический и кузнечный цеха, расширен цех по ремонту металлических бортов и крышек. В настоящее время заканчивается строительство нового производственного корпуса В. д. В. Бухарцев. (1-й том).
ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ТОВАРНЫЕ — первые на Самаро-Златоустовской железной дороге. Первоначально на Самаро-Златоустовской железной дороге эксплуатировались пассажирские вагоны 1 — 4 классов. Вагон 3-го класса имел длину 17 м. Был целиком деревянный, имел жесткие скамьи на 90 мест, снаружи обшит железом. В вагоне 2-го класса было 52 места, обитые сукном мягкие пружинные кресла со спицами, в вагоне 1-го класса — 14 мягких диванов по два места. Вагоны освещались сальными свечами в 4 фонаря. Проветривались через нижнюю половину окон. Зимой в вагоне 1 — 2-го классов ставили раскаленные кирпичи в плоских железных ящиках, которые менялись каждые четыре часа. Вагоны остальных двух классов не отапливались. Рессоры вагонов были жесткими, вагоны нещадно трясло, поэтому пассажиры брали с собой в поездку подушки или мешки с сеном. Позже в пассажирских вагонах установлены чугунные печи и сооружены уборные. Вагоны первого класса окрашены в синий цвет, второго — золотисто-желтый, третьего — зеленый, четвертого — коричневый. Крытый товарный вагон имел длину 8 метров, вес 16 тонн, грузоподъемность — 8,2 т. Четырехосный на двух тележках, с буферной сцепкой, двухстворчатые двери открывались в сторону пути. Колеса вагона сплошные литые, впоследствии со спицами. Буксы смазывались мазутом, а при его отсутствии — минеральным маслом. В. Бухарцев. (1-й том).
ВАЗИЛЛО Александр Тимофеевич (1880 — Белоруссия — 1925) — участник революционного движения, поэт. За участие в революционном движении в 1907 г. был заключен в Киевскую тюрьму, затем сослан в Сибирь. Возвращаясь из ссылки. В. остановился в Златоусте и здесь в начале 1914 г. в частной типографии Ф. Селезнева напечатал сборник своих стихов под названием «Волны». Свободолюбие автора и революционный пафос его творчества вызвали репрессивные меры правительственных органов: на издание наложен арест и оно почти полностью было уничтожено. В июле 1914г., когда в Златоусте предполагалось начать печатание еженедельной газеты «Уральская искра», А. Т. Вазилло был назван ее редактором. О дальнейшей судьбе поэта известно мало. В 1917 г. он был участником 1-го Всебелорусского съезда в Минске и, выступая на нем, призывал «не отрывать Белоруссию от живого тела России». В 1918 г. В. редактировал в Петрограде белорусскую газету «Червонный шлях». Н. Косиков. (1-й том).
ВАЙДЕНБАУМ Густав Карлович — Горный начальник Златоустовских заводов. сент. 1886 — 13.03.1893. АК-ФЯ. 10.04.2002.