БРОНЕПОЕЗД
БРОНЕПОЕЗД — бронированный подвижной ж. д. состав из бронепаровоза (бронетепловоза), несколько броневагонов (бронеплощадок) с пулеметным и пушечным вооружением и 2 — 4-мя платформами прикрытия. Применялся в боевых действиях во время 1-й мировой, гражданской и Великой Отечественной войн. В организационном отношении каждый Б. являлся воинской частью., В годы гражданской войны в составе 5-й армии действовали: бронепоезд «Ермак», позднее бронепоезда «Товарищ Назаров», «Роза Люксембург». Начальником бронесил 5-й армии был златоустовский железнодорожник А (Г. Назаров, много златоустовцев было и в командах этих бронепоездов. Во время Великой Отечественной войны, в начале декабря 1941 г. Южно-Уральская железная дорога получила задание Государственного комитета обороны — подготовить и укомплектовать для фронта бронепоезда. 12.12.1941 г. был получен броневой лист и в трех паровозных депо (Златоуст, Троицк, Челябинск) приступили к изготовлению бронепоездов. Комиссаром по строительству Б. в златоустовском депо был зам. начальника политотдела отделения дороги Никифоров. Коллективы депо Златоуст, Троицк, Челябинск перешли на военный режим работы с армейской дисциплиной труда. Кроме изготовления самих Б. железнодорожники также полностью оборудовали базы управления Б. и бронедивизионов. В 1942 г. в Златоусте изготовлен Б. «Большевик Урала». А. Козлов. (1-й том).