БЕРДЯУШ
БЕРДЯУШ — узловая станция Южно- Уральской ж. д. (1889 км, 372 м над ур. моря), расположена в 33 км к западу от Златоуста. Сооружена в 1890 г. во время строительства Уфа-Златоустовской ж. д. Руководителем строительства этого участка — был Н. Г. Гарин-Михайловский. Название станции от р. Бердяуш. Первоначально разъезд с 3 путями и несколькими железнодорожными домами. В 1896 г. со строительством Бакальской ветки Б. расширен до 5 путей, здесь сооружен поворотный круг и весы для взвешивания привозимой из Бакала руды. Затем построено небольшое паровозное депо, на ст. Б. появилась контора пути. В пристанционном поселке была открыта лавка саткинского купца Курилова. В 1908 г. купец Щепкин построил мельницу, лесопилку, маслобойку и кирпичный завод. В 1911 г. в Бердяуше сооружена первая пекарня, церковь и школа. Первое здание вокзала закончено в 1905 г. В 1912 г. по инициативе Д. И. Менделеева для снабжения бакальской рудой заводов Среднего и Северного Урала на средства русских и французских предпринимателей началось строительство Западно-Уральской ж. д. от Б. до Дружинине (сдана в эксплуатацию в 1916 г.). В связи с этим Б. расширен до 7 путей. В 1917 г. на станции имелось два парка: Уфимский (7 путей) и Уральский (4 пути). В 1925 г. построено новое локомотивное депо, в 1935 — вагонное, позднее появилась дистанция связи, а в 1948 г. — энергоучасток. В 1950 г. сооружено новое здание вокзала (характерной особенностью является то, что вокзал в Б. расположен в междупутье). В 1975 г. проведены большие работы по путевому развитию станции, удлинены сортировочные пути. В настоящее время Б. — железнодорожный узел, работающий на 4 направления. С 1993 г. ведется коренная реконструкция станции. В. Бухарцев. (1-й том).