БАРКА или коломенка — речное несамоходное деревянное плоскодонное судно, оснащенное кормовым рулевым веслом. Имело отвесные борта и тупые оконечности. Строилось из отборного сухого леса обычно только на одну навигацию. Средние размеры — длина 28 м, ширина — 12 м. Грузоподъемность до 11 тыс. пудов (свыше 170 тонн). На каждую Б. шло около 300 бревен. Строились Б. обычно на берегу реки. На выложенных клетках или козлах из толстых бревен настилалось днище и обрезалось по нужной форме, по Днищу укладывались поперечные бревна к которым пришивались борта, затем делалась палуба на два ската. Для особых нужд, к примеру для — перевозки пушек, строились Б. с повышенными требованиями. С основания Златоустовского завода и до пуска Самаро-Златоустовской ж. д. на протяжении более века почти вся продукция завода отправлялась на Б., которые ежегодно строились в Златоусте, Кусе, Сатке и во время весеннего половодья караванами сплавлялись по системе рек: Ай — Уфа — Белая — Кама — Волга. В местах разгрузки Б. продавались, а сопровождавшие из команды возвращались на завод. О масштабах перевозок можно судить по такому примеру: в 1870 г. от Златоустовской пристани ушло 19 судов с 210565 пудами грузов (3370 тонн). В нижней части Златоустовского завода, там где Ай круто поворачивает у юго-западного отрога Косотура, на левом берегу были Большая и Малая Барочные и Пристанская улицы, где снаряжались Б. Ныне на месте этих улиц производственные корпуса ПО «Булат». А. Либерман. (1-й том).
БАРКОВЕЦ Галина Ульяновна председатель городского общества инвалидов. Автор «Златоустовской энциклопедии» (1-е изд.). Приложения ЗЭ (2-й том).
БАРКОВЕЦ Галина Ульяновна — литератор. ВВЧ-07.04.02
БАРСУКОВ Петр Васильевич (1925, д. Малынь ныне Тульской обл.) — заслуженный машиностроитель РСФСР (1988). Учился в средней школе в Туле, в 1941 г. эвакуировался в Златоуст. С ноября 1941 г. — на машиностроительном заводе (Новый Златоуст): слесарь-лекальщик, мастер, старший мастер, помощник начальника цеха. Без отрыва от производства с отличием окончил златоустовский техникум им. П. П. Аносова (1959). В 1965 — 1971 гг. — председатель профкома машиностроительного завода, затем — заместитель директора завода по кадрам (до 1988). После выхода на пенсию продолжал работать на заводе. Избирался депутатом городского и районного Советов народных депутатов, членом Центрального Совета спортивного общества «Зенит». Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1963, 1969), 6 медалями. Н. Косиков. (2 том)
БАРСУКОВ Петр Васильевич заслуженный машиностроитель РСФСР (РФ),1988. Приложения ЗЭ (2-й том).
БАРСУКОВА Любовь Яковлевна (1950, Златоуст) — заслуженный учитель школы РФ (1996). После окончания средней школы № 1 (1967) работала старшей пионервожатой школы № 24. В 1968 — 1974 гг. — учитель химии и биологии в школе № 22. В 1974 г., после окончания Челябинского государственного педагогического института, назначена заместителем директора школы-интерната № 30 по учебно-воспитательной работе (в 1982 — 1986 гг. — директор). В 1986 — 1989 гг. — заместитель председателя Новозлатоустовского райисполкома, в 1989 — 1991 гг. — директор средней школы № 21. С 1991 г. возглавляет городское управление народного образования, являясь одновременно заместителем главы администрации Златоуста. Автор нескольких печатных работ по вопросам самостоятельной хозяйственной деятельности школ города, их лицензирования, аттестации и аккредитации, перехода на стандарты образования и новый базисный учебный план. Они публиковались в методических сборниках, в журналах «Народное образование», «Дошкольное воспитание». В. Чабаненко. (2 том)
БАРСУКОВА Любовь Яковлевна заслуженный учитель школы РСФСР (РФ), 1996. Приложения ЗЭ (2-й том).
БАРТА Шандор (1897, Будапешт — 1938) — венгерский писатель. Член Венгерской компартии. Родился в семье портного. Принадлежал к футуристско-экспрессионистскому направлению. Первый сборник стихов — «Красное знамя» (1919). С 1925 г. жил в СССР. Автор книг: рассказов — «Паника в городе» (1927), повести «Чудесная история» (1925), романов «Нет пощады» (1933) и «Золотоискатели» (1957). В августе-сентябре 1932 г. в группе писателей совершил поездку, организованную Международным обществом революционных писателей (МОРП), по городам и новостройкам Урала. В Златоусте выступал с чтением своих произведений перед рабочими-ударниками инструментального комбината и металлургического завода, старыми большевиками, подпольщиками и Героями Труда. Впечатления о пребывании в Златоусте, Магнитогорске, Карабаше опубликовал в журналах «За Магнитострой литературы» (отрывки из поэмы «Бригада путешествует», 1932, № 4 — 5) и «Наши достижения» (очерки «По пути на Урал», 1932, № 11-12). В. Чабаненко. (1-й том).