БАШМАЧОК НАСТОЯЩИЙ или венерин башмачок настоящий — одна из редких и красивейших орхидей умеренного пояса, растение семейства орхидных. Многолетник с толстым ползучим корневищем, с длинными извилистыми корнями. Стебель высотой 25 — 50 см, три-четыре эллиптических заостренных листа длиной 10 — 17 см, с обеих сторон и по краю слегка волосистых. Листочки околоцветника красновато-бурые, губа — желтая, внутри с красноватыми крапинками. Один из листков околоцветника в виде башмачка — отсюда название. Размножается семенным и вегетативным способом. Семена мелкие, с недоразвитым зародышем, прорастание происходит только в присутствии гриба, что является отличительным признаком всех орхидных. Семенное размножение наблюдается крайне редко. Зацветает Б. н. на 15 — 17 год. Растет в разреженных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах. Встречается в районе Таганайского горного узла. Внесен в Красную книгу РСФСР и Красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП). А. Козлов. (1-й том).
БАШМАЧОК ПЯТНИСТЫЙ — растение семейства орхидных. Относится к тому же Б 27 роду, что и башмачок настоящий, но отличается от него несколько меньшими размерами (длина стебля 15 — 30 см, величина листьев 6 — 12 см) и окраской цветка (белая с фиолетово-розовыми пятнами — отсюда название). Цветет в мае-июне. Размножается преимущественно вегетативно. Встречается в бруснично-разнотравных сосновых и лиственных лесах. Отмечен в районе Таганайского горного узла. Внесен в Красную книгу РСФСР. А. Козлов. (1-й том).
БАШНЯ РТПЦ (радиотелевизионного передающего центра), телевышка — самое высокое искусственное сооружение в Златоусте. Расположена на северной оконечности г. Бутыловка на высоте 587 м. Представляет собой ажурную металлическую конструкцию высотой 210,86 м. Проект Б. выполнен одним из проектных институтов Еревана. Строительство велось в 1979 — 1981 гг. Монтаж Б. до отметки 161м был выполнен с помощью специально смонтированного крана. Монтаж вела бригада ф. П. Седова Златоустовского участка треста Уралстальконструкция. Первоначально предполагалось весь монтаж завершить этим способом, но позднее с целью ускорения строительства свердловским филиалом проектного ин-та «Промстальконструкция» был разработан проект монтажа высотной части Б. с помощью вертолетов. После тщательной подготовки 7.02.81 г. с помощью вертолетов МИ-10К с отметки 161 м был успешно завершен монтаж 50-метровой антенной части Б. Эту уникальную операцию (работы на подобной высоте с помощью вертолетов производились впервые в СССР) выполнило подразделение 1-го Тюменского авиапредприятия под руководством пилота 1-го класса, заслуженного пилота СССР Н. Н. Бабенко. А. Козлов. (1-й том).
БЕЗРУКОВ Виктор Иванович (1931, Большая Владимировка, Павлодарской обл.) — ученый-механик, кандидат технических наук (1966), доцент (1967). С 1955 г. живет в Златоусте работает на кафедре технической механики ЗФ ЧГТУ. Автор учебного пособия для выполнения курсового проекта по теории механизмов и машин. «Проектирование механизмов манипуляторов промышленных роботов» (1988). Под его редакцией вышли три сборника «Совершенствование конструкций машин и методов обработки деталей» (1975 — № 164, 1978 — № 215 и 1980 — Ns 244). Автор свыше 50 научных статей, 12 изобретений. В. Чабаненко. (1-й том).
БЕКМАН Валериан Андреевич — Горный начальник Златоустовских заводов. 09.05.1847 — 08.06.1851. АК-ФЯ. 10.04.2002.
БЕЛЕВИЧ Иосиф Антонович (1916, Златоуст) — художник театра и график, член Союза художников СССР. Родился в семье польского ссыльного. Художественное образование получил в Ленинградском промышленном техникуме (1934), после окончания которого Б. — в Киргизии. Для театров Киргизии оформил спектакли: «Сказка» М. Светлова (1939), «Нашествие» Л. Леонова (1943), «Человек с ружьем» Н. Погодина (1951), «Сарынжи» К. Эшмамбетова (1958) и др. Участник выставок с 1941 г. Среди его графических работ серии «Фрунзе — столица Советского Киргизстана»(1953 — 54 гг.), автолитографии и цветные литографии из современной жизни, из истории гражданской войны. В соавторстве с Г. Айтиевым написал картины «Чабаны» (1962) и «Советы пришли» (1963). В. Чабаненко. (1-й том).
БЕЛЕЛЮБСКИЙ Николай Аполлонович (1845, Харьков, Украина — 1922, Петроград) — выдающийся русский ученый и инженер в области строительной механики и мостостроения, член международной ассоциации железнодорожных конгрессов, почетный член Бетонного института (Англия) и общества гражданских инженеров (Франция). За 55 лет инженерной и научной деятельности Белелюбского им лично и под его руководством было разработано более 100 проектов больших мостов. Общая длина мостов, построенных по проектам Б. более 17 км. В их числе: 4 моста через Волгу (из них Сызранский длиной 1,5 км долгое время был крупнейшим в Европе), мосты через Днепр, Обь, Каму, Оку, Неву, Аму-Дарью, Иртыш, Белую, Уфу, Волхов, Неман, Селенгу, Ингулец, Чусовую, Березину и другие на 31 ж. д. По проектам Б. были в 1888 — 1892 гг. построены мосты на Самаро-Златоустовской ж. д. через реки Белую, Уфу, Сим, Юрюзань, Ай, Тесьму. При строительстве Симского и Юрюзанского мостов Б. умело использовал естественные условия — пролет каждого из этих мостов одним концом опирается на искусственный устой, а другой конец — покоится на скале. При проектировании и строительстве мостов на Сам. — Зл. ж. д. Б. посещал Златоуст. В. Бухарцев, А. Козлов. (1-й том).
БЕЛЕЦКИЙ Антон Лукич — директор Златоустовского металлургического завода. май 1930 — сент. 1930. АК-ФЯ. 10.04.2002.