ВЛ-19
ВЛ-19 — марка первого электровоза, открывшего движение по электрифицированному участку Златоуст — Челябинск в ноябре 1945 года- Электровоз ВЛ-19 один из первых отечественных электровозов, выпущенных в 1934 году. Его производство было освоено на московском заводе «Динамо» и Коломенском заводе. Электровоз был рассчитан на постоянный ток 3000 вольт, предназначался для работы в горных условиях и мог на расчетном подъеме 9 тысячных везти поезд массой 2300 тонн. Участок Златоуст — Челябинск был первым электрифицированным участком Южно-Уральской железной дороги. Движение по нему открыто 6 ноября 1945 года, когда из Златоуста в Челябинск был отправлен первый грузовой поезд, в голове которого стоял электровоз ВЛ-9-138 под управлением машиниста Валентина Николаевича Иванова. В этот же день первый поезд из Челябинска в Златоуст по электрифицированному участку привел машинист Николай Иванович Смирнов. Электровозы серии ВЛ-19 работали на Златоустовском отделении дороги до 1948 г., когда стали заменяться на более совершенные ВЛ-22М. К началу 1951 г. парк был полностью заменен. 23 февраля 1981 г. один из немногих сохранившихся электровозов этой серии (ВЛ-19-61) установлен на вечную стоянку у въезда в р-н железнодорожного вокзала около театра «Комсомолец» в память того, что первоиспытателями электрической тяги на Южном Урале ж. д. были златоустовские железнодорожники, о чем говорит мемориальная доска, укрепленная на электровозе-ветеране. В. Бухарцев, А. Козлов. (1-й том).