ВОИНСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ — орган местного военного управления в губерниях, уездах и крупных городах дореволюционной России, ведал призывом, учетом и мобилизацией военнообязанных. В. п. были созданы в 1874 г. в соответствии с военными реформами 1860 — 1870-х гг., упразднены в 1918 г. и заменены военными комиссариатами. Деятельностью В. п. непосредственно руководили воинские начальники: губернские (до 1881 г.), уездные (до 1918 г.). В Златоусте «Уездное по воинской повинности присутствие» находилось на Златоустовской улице, имело перед Октябрьской революцией пять призывных пунктов: городской, в селах Айлино, Дуван, Ермаши и на Юрюзанском заводе. Распущено в 1918 г. местным Советом народных комиссаров. Н. Косиков. (1-й том).
ВОКЗАЛ — обычное в речи жителей Златоуста название северо-восточной части города, прилегающей к железнодорожной станции Златоуст, при этом в широком смысле в понятие В. обычно включают поселок железнодорожников, Зареченский поселок,, Верхневокзальный поселок, Пушкинский поселок; а в речи жителей самого В. под этим словом понимается часть, примыкающая к привокзальной площади. Название В. укоренилось в речи в 1960-х годах, вытеснив бытовавшее до того название этой части города — Станция. В р-не вокзала расположены все основные предприятия железнодорожного узла ст. Златоуст, ремонтно-механический завод, Златоустовские электросети «Челябэнерго», учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых. Застройка этой части Златоуста началась с 1890 г. с момента прихода в город Уфа-Златоустовской железной дороги. Наиболее активно строительство идет с начала 1960-х годов, когда одноэтажные дома в центральной части В. практически полностью уступили место многоэтажной застройке. С 1990-х годов в северной части В. (Пушкинский поселок) идет строительство коттеджей. В р-не В. четыре школы (из них две — средние). Дом школьника, музыкальная школа, три библиотеки (одна из них — техническая), кинотеатр «Комсомолец», спорткомплекс «Локомотив». В р-не В. находится памятник И. Бушуеву (привокз. площ.), памятник В. И. Ленину (сквер локом. депо), мемориал железнодорожников, погибших в Великую Отечественную войну (ок. ДК железнодорожников), памятник и братская могила на месте боя с белочехами (ул. Кольцова), памятный знак на месте расстрела участников большевистского подполья в 1919 г. (Пушкинск. пос.), обелиск в честь 100-летия локомотивного депо Златоуст (сквер лок. депо). Центральная улица В. — улица Аносова (бывш. 1-я Шоссейная). А. Козлов (1-й том).
ВОКЗАЛ ст. ЗЛАТОУСТ. Первое здание В. строилось в 1889-90 гг. в период сооружения Уфа-Златоустовской ж. д. Введен в действие в сентябре 1890 г. Было двухэтажным, первый этаж со стороны путей закрыт насыпью ж. д. полотна. На первом этаже в светлой части располагались служебные квартиры, в темной — подвалы, на втором этаже — пассажирские залы, телеграф, почта, кухня и буфет, а также контора начальника станции. Нижний этаж выложен из камня, стены второго этажа — кирпичные (сложены из кирпича уфимских заводчиков Шашина и Шубина), ступени, карнизы, полы — из местного мрамора; оконные и дверные переплеты — из лиственницы. В облицовке фасада использован красный кирпич в сочетании с белым камнем. Здание В. просуществовало с незначительными переделками внешнего вида (фасад позднее был заштукатурен и фигурная кладка практически исчезла) до ноября 1981 г., когда было демонтировано в связи с началом строительства нового В. Существующее здание вокзала ст. Златоуст сооружено в 1982 — 1986 гг. строительно-монтажным поездом № 156 треста «ЮЖУРАЛТРАНССТРОЙ» по проекту архитектора института «Челябжелдорпроект» В. М. Попова. На строительство затрачено 4,5 млн. руб.; в нем принимали участие предприятия ж. д. узла Златоуста, заводы им. Ленина, металлоконструкций, трест «Златоустметаллургстрой», СУ-2 треста «Уралавтострой». В оформлении интерьеров использованы мрамор и гранит, анодированный алюминий. Открытие нового вокзала состоялось 29.12.1986 г. Одновременно со строительством вокзала построен подземный переход к посадочным платформам и реконструирована привокзальная площадь. В настоящее время от Златоустовского вокзала ежедневно уезжает более тысячи пассажиров дальнего следования и около трех тысяч пригородных пассажиров. В. Бухарцев, А. Козлов. (1-й том).
ВОЛГУСНОВ Александр Алексеевич заслуженный учитель школы РСФСР (РФ), 1991. Приложения ЗЭ (2-й том).
ВОЛГУСНОВ Александр Алексеевич — заслуженный учитель школы РСФСР. ВВЧ-07.04.02
ВОЛК — животное сем. псовых. Длина тела 100 — 105 см, хвоста 29-50 см. Живет парами, образуемыми на всю жизнь, зимой иногда стаями. Питается преимущественно животной пищей, выполняет роль санитара, поедая заболевших животных, регулирует численность копытных в естественных биоценозах. Немногочисленные популяции В. встречаются в лесах Таганая и Уреньги. Здесь В. обычно охотятся на коз и косуль во время их миграций, рискуя иногда нападать и на огромных лосей. А. Козлов. (1-й том).
ВОЛКАНИНА Валентина Павловна судья всесоюзной категории по спорту.1962. Приложения ЗЭ (2-й том).
ВОЛКОВ Александр Александрович (1905, Тула) — конструктор авиационного вооружения, лауреат Государственной премии СССР (1941). После окончания школы ФЗУ при Тульском заводе — слесарь, чертежник на заводе, затем — в проектно-конструкторском бюро. Был эвакуирован вместе с тульским заводом в Златоуст, в 1941 — 1943 гг. работал на заводе № 66 в Новом Златоусте. Здесь в соавторстве с С. А. Ярцевым создал 23-мм скорострельную авиационную пушку Волкова — Ярцева, принятую на вооружение в 1941 году. Оснащенный этими пушками, штурмовик ИЛ-2, прозванный фашистами «черной смертью», обеспечивал эффективное поражение бронетанковой техники при атаках с воздуха. После возвращения в Тулу — конструктор проектов и руководитель конструкторского бюро. Награжден орденами Ленина, Кутузова и Отечественной войны II степени, медалями. В. Чабаненко. (2 том)