ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Георгиевич
ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Георгиевич (1852, Петербург, — 1906) — русский писатель, видный инженер-путеец. Родился в семье офицера. После окончания Петербургского института инженеров путей сообщения (1877) направлен инженером на строительство Бендеро-Галицкой ж. д., соединившей Молдавию с Болгарией. Был одним из первых русских инженеров, работавших в Болгарии после освобождения ее от османского владычества. Позднее работал на строительстве, Батумской, Либаво-Роменской, Жабинско-Пинской, Самаро-Уфимской ж. д. С наибольшей силой талант инженера Михайловского раскрылся во время строительства Уфа-Златоустовской ж. д. (1888 — 1890), где он проводил изыскательские работы и был начальником 9-го строительного участка. Результатом изысканий явился вариант, дававший колоссальную экономию, и с января 1888 г. Г. — М. приступил к реализации своего варианта дороги в качестве начальника участка. 8 сентября 1890 г. Г. — М. выступил на торжествах в Златоусте по случаю прибытия сюда первого поезда, Во время строительства Уфа-Златоустовской ж. д. Г. — М. впервые пробует себя на литературном поприще: в этот период им написаны очерки «Несколько лет в деревне», рассказ «Вариант», сюжетом которого стал подлинный эпизод со строительством туннеля на перевале через Урал в р-не Сулеи, С конца 1890 г. Г. — М. занимается изысканиями на строительстве Златоуст-Челябинской ж. д., а в апреле 1891 г. назначается начальником партии по производству изысканий на Западно-Сибирской ж. д. Здесь им был предложен наиболее оптимальный мостовой переход через Обь (здесь возник поселок, давший начало Новосибирску, жители которого считают Г. М. основателем своего города — в честь этого привокзальная площадь Новосибирская носит имя Н. Г. Гарина-Михайловского«). С апреля 1903 г. Г. — М. — начальник изысканий железнодорожных линий на южном берегу Крыма, в ноябре 1904 г. изыскания были закончены, экспедиция составила 84 варианта трассы, по 22-м из них она провела технико-экономические расчеты. Строительству дороги помешала русско-японская война, но материалы крымских изысканий Г. — М. были использованы во время строительства автодороги Севастополь — Ялта (1972). В память об этом на дороге, на скальном выступе горы Ласпи, установлена мемориальная доска и барельеф с портретом Н. Г. Гарина-Михайловского. Итогом литературного труда Г. — М. явилась его тетралогия: «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893). «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубл. 1907), посвященная судьбам интеллигенции. В. Бухарцев, А. Козлов. (1-й том).