ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО ЗЛАТОУСТА
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО ЗЛАТОУСТА. На протяжении многих веков русской истории дерево являлось основным материалом для строительства. Именно в деревянном зодчестве были выработаны многие приемы, как строительные, так и композиционные, отвечающие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа. С момента основания Златоуста город застраивался в основном деревянными зданиями. Из камня возводились промышленные и ряд особо значимых сооружений. Дереву, как материалу сухому, отдавалось предпочтение при возведении жилых построек вплоть до XIX в. На срубы стен шли сосна и лиственница, из ели изготовлялись главным образом элементы кровли (стропила). В Златоусте сложился определенный тип деревянного жилища, в котором можно проследить элементы принесенные и с русского Севера, и из центральных районов России. Характерно расположение жилого дома и надворных построек по периметру небольшого открытого двора (мощеного камнем или застеленного деревом). Постройки объединяются высокими воротами с калиткой. Наиболее характерные для Златоуста типы жилых деревянных домов: «четырехстенка», «пятистенок» — «изба-двойня» — помещения которого объединялись единой кровлей, но имели изолированные входы. Подклеть, так распространенная на русском Севере, в Златоусте трансформировалась в довольно высокий каменный цоколь с оконными проемами, в котором расположены и жилые, и вспомогательные помещения. Сохранились до наших дней жилые постройки древнего типа — «кошелем» (Скворцова, 21), где двор и изба размещены компактно под одной кровлей и составляют единую плоскость переднего фасада. В XIX в. в Златоусте стал распространяться тип городского здания с поквартирным делением. Первые этажи — каменные, богато декорированные, вторые — деревянные, часто с обшитым срубом, ажурной резьбой наличников и фронтонов. Деревянная резьба. Для Златоуста характерны так называемая «глухая» или объемная резьба, выполняемая с помощью долота, широко распространенная в городах и селениях Верхнего и Среднего Поволжья и рассчитанная на солнечное освещение, и «пропильная» (прорезная) или плоскостная северная резьба, рассчитанная на силуэтное восприятие. Отличительным для Златоуста является соединение этих двух приемов в оформлении наличников окон, ворот, тогда как карнизы декорировались только пропильной резьбой. В решении фасадов, даже однотипных зданий, соблюдался принцип художественной неповторимости, подчеркивающий индивидуальность владельца. Наличники прямоугольных окон часто имели богатый сандрик (небольшой карниз), поддерживаемый многопрофильным кронштейном, с накладными объемными розетками и плоским пропильным орнаментом, двухстворчатые филенчатые ставни (ул. Скворцова, 21; ул. Таганайская, 66 и пр.). Надоконье лучковых окон оформлялось в виде «кокошников» с разнообразным растительным декором (ул. Аносова, 97). «Кокошник» повторял форму окна. Подоконье декорировалось плоской доской, по краям имевшей резные свесы — «полотенца» или деталь «солнце» (полусолнце, подсолнух), реже использовалась имитация под «валюты». Простенки наличников по большей части имели геометрический орнамент, который набирался из деталей (сухариков, пирамидок, витых колонок). Оформление ворот и калиток подчинялось решению фасада, но по разнообразию деталей порой превосходило оформление наличников. Главным декоративным элементом, вокруг которого набирался узор, можно назвать «Солнце». «Солнце» — наиболее распространенная деталь, использовавшаяся в деревянной резьбе. Символ солнца — это дань традициям русской архитектуры, источники которой берут начало еще в языческой Руси. Карниз — протяженный выступ, завершающий стену, либо членящий ее на ярусы или этажи. На Урале получило развитие многоярусное оформление карниза. Несколько декоративных досок, каждая со своим рисунком резьбы, устанавливались с отступом друг от друга, что создавало индивидуальное решение, позволяло максимально использовать игру света и тени. Деревянная резьба применялась и в отделке каменных зданий — оформлении главных входов (полотна дверей), веранд, внутренних дверей, косяков, ограждений лестниц. Т. Соловьева. (1-й том).