ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГРАВЮРА НА СТАЛИ
ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГРАВЮРА НА СТАЛИ — своеобразный и редкий вид прикладного искусства, родилась как искусство украшения клинков на открытой в декабре 1815 г. в Златоусте Оружейной фабрике. Первыми художниками-оружейниками были одни из лучших мастеров Золингена — отец и сын Шафы, которые до начала 1818 года являлись единственными мастерами вытравки и позолоты клинков на фабрике. С 1818 г. все оружие украшалось русскими художниками. В течение двух-трех лет в Златоусте сложился особый стиль украшения клинков, не похожий на золингеновский, что отмечали сами Шафы. Работы 1820 — 1830-х годов — начало возникновения златоустовского стиля украшения оружия. Клинки этого периода отмечены печатью высокого мастерства. Для этих работ характерны сложные сюжетные композиции на оружии. Лучшими образцами этого периода являются работы И. Н. Бушуева, вершина творчества которого — «Древнее вооружение». формирование стиля, характерного для второй половины XIX в. проходило гораздо медленнее и с большим трудом. На него наложило свой отпечаток модное увлечение странами Востока и стремление сделать гравюру доступной более широким слоям населения. В этот период, наряду с оружием, появились и первые украшенные бытовые вещи. Трудности в развитии гравюры в этот период связаны с тем, что в 1834 г. по распоряжению петербургского начальства цех украшенного оружия был временно закрыт, украшенного оружия разрешалось готовить не более 40 — 50 штук в год, а художники переведены на рисовку и, вытравку надписей на штатном оружии. Оживление началось только после реформы 1861 г. Искусство второй половины XIX в. — это, в основном, искусство орнамента. Оружие украшалось стилизованным растительным орнаментом, выполненным в различной технике: вытравка и золочение, просечные работы, насечка золотом и серебром. В насечных и ажурных клинках мастера добились единства формы предмета и украшения. Выработался этот стиль в результате глубокого изучения многих технических приемов, применявшихся в различных центрах художественной обработки металла. В этот период работали художники: М. Л. Мешалкин, С. К. Недорезков, В. А. Кисе лев, Л. Д. Варламов, Г. Л. Зайцев, В. Н. Костромин, Агарковы. Начиная с 1929 г. оружие, украшенное в технике гравюры на стали, стало экспонироваться на выставках, но особенную славу ему принесли отечественные и зарубежные выставки, проходившие в 1850 — 1890-х годах. Резко изменилось содержание гравюры в советский период. Основой производства стали бытовые вещи. Это объяснялось еще и тем, что холодное оружие вытеснялось огнестрельным. В 1920 — 1930-е годы, в основном, украшали декоративные топорики, ножи для бумаги, столовые приборы, именное подарочное оружие. Эпоха революционных потрясений наложила сильный отпечаток на характер украшения. На смену орнаменту пришли индустриальные пейзажи, портреты вождей. Ведущие художники этого периода: Д. Е. Яковлев, Н. ф. Морозов. Конец 1950-х и 1960-е годы характеризуются поисками новых форм гравюры. Появляются стаканчики, блокноты, приборы для вина, шкатулки. Г. М. Берсенев вернул в гравюру орнамент, А. И. Боронников, А. И. Кузьмичев, Г. В. Драгун, Л. Н. Валиев использовали для украшения изделий уральские пейзажи, охотничьи сюжеты. К сожалению, в серийное производство шел ограниченный ассортимент — ножи для бумаги, вешалки, рамки для фотографий, пластины. В 1970 — 1980-е годы основу выпускаемых изделий составили настенные панно и подносы. Ведущие авторы — М. Антипов, В. Тарынин, О. Аверкин, Н. Лохтачева, А. Богачев — украшали свои изделия уральскими мотивами, орнаментами. В настоящее время (1992 — 1993 гг.) работы златоустовских мастеров вышли на международный рынок, участвуют в выставках за рубежом и в России. Кроме ПО «Булат» художественной обработкой металла занимаются мастерские «ЛиК», «Практика», «Формула». Работы художника мастерской «ЛиК» Н. Лохтачевой за последние два года побывали во всех концах света. Е. Ковина. (1-й том).