КУСА — река, правый приток Ая. Начало берет на западном склоне хр. Юрма в 8 км к северу от г. Юрмы на высоте ок. 440 м. Впадает в Ай в р-не г. Кусы на высоте ок. 320 м. Длина 50 км. Основные притоки: Изранда, Большой Новыш (справа), Шумги, Каменка, Черная (слева). Несколько выше устья на реке при строительстве Кусинского завода сооружен пруд, существующий до настоящего времени. По левому берегу Кусы (от истока по пос. Магнитка) проходит западная граница национального парка «Таганай». На реке поселок городского типа Магнитка и город районного подчинения Куса. А. Козлов. (1-й том).
КУСИНСКО-КОПАНСКАЯ ИНТРУЗИЯ — крупное магматическое тело, приуроченное к региональному тектоническому разлому. Протяженность интрузии с севера (от г. Кусы) на юг около 70 км при максимальной ширине 2 км. С габброидными породами этой интрузии связано титаномагнетитовое оруднение. Кроме габбро из пород здесь присутствуют пироксениты, аноргозиты, горнблендитовые сланцы, амфиболиты, которые в северной части интрузии часто секутся жилами гранит-аплитов, пегматитов и кварца. М. Середа.(1-й том).
КУСИНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ. Во второй половине XIX в. художественное чугунное литье проникает в богатые особняки и усадьбы, становится частью интерьеров. В связи с повышенным спросом производство чугунных отливок — кабинетных вещей и скульптур — налаживалось на всех уральских заводах, но высокого художественного уровня сумели достичь только Каслинский и Кусинский заводы. Успеху способствовали два главных обстоятельства: талант литейщиков и прекрасное качество металла. Кусинский железоделательный завод основан в 1778 г. (см. г. Куса). В 1850 х гг. на нем начали готовить посудное и печное литье, а в 1860 — 1880 гг. получила развитие мемориальная пластика из чугуна, выполнялись заказы на надгробные плиты, ажурные намогильные кресты и массивные памятники с барельефным узором в виде гроздьев винограда и разных завитков. Выпуск камерных художественных изделий начал осваиваться с 1883 г., когда управителем завода был горный инженер Ч. В. Панцержинский. Приглашенные из Каслей опытные формовщики обучили первую группу кусинских рабочих тонкостям формовки и отделки изделий. В числе первых мастеров цеха художественного литья были: формовщики Ф. Иконников, П. Шаланов, П. Мешалкин, Г. Смолин, В. Завоеванов, В. Сабуров, чеканщики В. Дятлов, И. Зубов, В. Петухов. Руководил цехом Н. Мурзин. Кусинское художественное литье вскоре получило признание на всероссийских международных выставках: похвальный отзыв в Копенгагене (1883), серебряная медаль в Стокгольме (1897), диплом Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896), почетный диплом в Глазго (1901), высшие награды на выставках в Милане (1906), Омске (1911). В советские годы кусинское литье экспонировалось на многих выставках в СССР и за границей. Художественные изделия отливали по моделям крупных русских и иностранных скульпторов: П. К. Клодта, Е. А. Лансере, А. Л. Обера, Ф. П. Толстого, талантливых каслинских мастеров. В заводском каталоге 1913 г. названы 243 изделия, из которых 22 готовились по моделям кусинского мастера Ф. О. Васенина (1876 — 1923), выпускника Строгановского художественного училища. В 1918 г. литейщики Кусы перешли на выпуск кабинетных вещей — более 400 названий, позднее отливали бюсты вождей и героев революции, а также продолжали выпускать изделия по моделям XIX — нач. XX вв. Специальный заказ (кронштейны и решетки) выполнялся в 1935 — 1936 гг. для Московского метрополитена. В послевоенные годы выпуск художественных отливок значительно сократился, новые модели почти перестали поступать, отдельные попытки вернуть былую славу к заметному успеху не привлекли. Художественные изделия кусинских мастеров хранятся во многих музеях, старинных особняках и парках. Коллекция кусинского литья имеется в Златоустовском краеведческом музее. Л. Лаженцева. (2 том)
КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. Среди К. п., распространенных на Урале в конце XIX — начале XX века, в Златоусте наиболее широко было развито кустарное производство ножей, вилок, кинжалов, тростей. «Вечные» ножи, выделываемые златоустовскими кустарями, расходились по всей России. Довольно распространен был в Златоусте и его окрестностях (д. Медведевка) камнерезный промысел. Из местного мрамора, месторождение которого разрабатывалось близ Златоуста около ст. Кусинская платформа (ныне ст. Баритная), местные кустари изготовляли памятники, лестницы, умывальники, вазы, из змеевика и авантюрина — черенки к столовым ножам и вилкам, другие мелкие поделки. Наиболее значительное распространение в Златоустовском уезде имел такой промысел, как углежжение, т. к. производство металла требовало огромного количества древесного угля. В р-не Златоуста было несколько десятков углевыжигательных печей. А. Козлов. (1-й том).
КУТЫШЕВ Валерий Федорович лауреат премии им. бр. Пудовкиных газеты «Златоустовский рабочий», 1991. Приложения ЗЭ (2-й том).
КУЧЕРОВ Евгений Васильевич — д-р биологических наук. ВВЧ-07.04.02
КУЧУР Сергей Владимирович лауреат премии Совета Министров РСФСР (РФ),1995; член Союза дизайнеров, 1995. Приложения ЗЭ (2-й том).
КУШТУМ (наст. фамилии САННИКОВ) Николай Иванович (1906, пос. Куштумга — 1970, Свердловск) — русский поэт и прозаик, участник 1-го съезда писателей СССР, член Союза писателей СССР с 1934 г. Работая в редакции газеты «Пролетарская мысль» в Златоусте, был организатором и первым руководителем литературной группы «Мартен» (1926). Первое стихотворение напечатал в Златоусте, здесь же подготовил к изданию и первые книги стихов: «Бой» (1933), «Возвращение молодости» (1934). До Великой Отечественной войны — в Свердловском областном доме народного творчества. С августа 1941 г. — военный корреспондент на фронте, с 1946 г. — редактор областного книжного издательства. Заочно окончил Литературный институт им. М. Горького в Москве. Автор поэтических сборников: «Лесная родина» (1937), «Моя колхозная семья» (1947, 1949), «Стихи» (1948), «Лесные песни» (1956), «Песни сердца» (1962), «Солнечная капель» (1986), повестей: «Подвиг» (1955), «Шумга» (1960). Редактор биобиблиографического справочника «Писатели Советского Урала» (1954). В. Чабаненко. (1-й том).