ЛЕСОСПЛАВ
ЛЕСОСПЛАВ — транспортировка леса по воде. Различают сплав молевой (отдельными бревнами по течению), плотовый (связанные материалы буксируются судном) и кошельный, когда лес размещается в ограждениях из бревен — кошелях — и транспортируется буксиром. По горным рекам Урала в основном применялся и применяется молевый сплав. В р-не Златоуста молевый сплав проводился в XVIII — XX вв. по главной водной магистрали — реке Ай и притокам: Кувашу, Веселовке, Семибратке, Юраку. В верховьях Ая были сделаны водохранилища, из которых вода сбрасывалась в период сплава и в случае заторов в труднопроходимых местах. Сплав проводили специальные артели рабочих. Хранилища находились в р-не поселков Верхнеайского, Семибратки, Плотинки и Старого Юрака. Сброс воды обеспечивался шлюзами. Подготовка к сплаву начиналась зимой: по зимним дорогам из лесосек вывозились к берегам сплавных рек деловой лес и дрова, складывались штабеля, чтобы удобнее было весной сбрасывать их в воду. Древесина шла до пунктов назначения, где поступала в запани — специально огороженные участки на воде для хранения леса, из которых шла по назначению. Одна из запаней находилась в верховьях городского пруда близ поселка ЦУП, другая в низовьях реки Куваш, где работали углевыжигательные печи. Последний лесосплав в Златоусте проводился в 1960 г., впоследствии, в связи со строительством Новозлатоустовского водохранилища, был прекращен. П. Малков. (2 том)