НАЛЕТОВ Владимир Владимирович заслуженный тренер РСФСР (РФ), кикбоксинг, ушу, 1992. Приложения ЗЭ (2-й том).
НАЛЕТОВ Владимир Владимирович (1958, Златоуст) — заслуженный тренер РФ по ушу (1992), вице-президент всероссийской федерации ушу, судья всесоюзной категории по ушу (1991). Окончил среднюю школу № 15 в Златоусте (1973), Махачкалинский государственный педагогический институт (факультет ушу, 1991). Во время службы в погранвойсках (1978 — 1980) начал заниматься каратэ. Чемпион Москвы (1979), чемпион Вооруженных Сил СССР (1981), чемпион ВЦСПС (1982). Первый в Челябинской области обладатель «черного пояса» по каратэ (1981). После возвращения из армии работал на Златоустовском машиностроительном заводе. Организовал одну из первых в городе секций каратэ. По инициативе Н. в 1981 г. в городе была создана городская федерация каратэ (в наст. время (1996) — федерация восточных единоборств), председателем которой он был избран. С 1989 г. — тренер-преподаватель восточных единоборств в спортивном клубе «Таганай». Подготовил 18 мастеров спорта и 5 мастеров спорта международного класса по ушу сань-да и кикбоксингу. С 1990 г. — старший тренер федерации ушу СССР, с 1992 — старший тренер федерации ушу России. В 1992 г. избран вице-президентом всероссийской федерации ушу. Награжден грамотой Национального Олимпийского Комитета СССР за высокие спортивные достижения (1991), почетной грамотой Госкомспорта Российской Федерации за успешное выступление сборной команды России на чемпионате мира по ушу сань-да (1993). Звание заслуженного тренера Российской Федерации присвоено за подготовку чемпиона мира по ушу сань-да Р. Рамазанова. П. Молодцов. (2 том)
НАПЕРСТЯНКА КРУПНОЦВЕТКОВАЯ (дигиталис) — многолетнее травянистое растение сем. норичниковых 60 — 120 см высотой. Стебель прямостоячий, листья очередные, ланцетные, до 25 см длиной. Цветоножки вместе с чашелистиками и осью соцветия железисто-волосистые. Венчик серо-желтый с ширококолокольчатой трубкой (наперстком). Кисть односторонняя, негустая. Плод — коробочка. Цветет в июле-августе. В горно-лесной зоне встречается во всех типах леса, но нигде не образует зарослей. Ядовита. Ценное лекарственное растение. Накоплению сердечных гликозидов в листьях способствует, по некоторым данным, высокое содержание в почве марганца и молибдена. Нуждается в повсеместной охране. К. Макарова, В. Макаров. (2 том)
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Первая русская школа (училище) на Златоустовском заводе открылась вскоре после образования горного округа в 1811 г. (точная дата не установлена), давала начальные знания по русскому языку, арифметике, священной истории. Учителем в школе был Алексей Демидов. В этот же период (предположительно в 1818 г.) открылось частное училище для детей немецких мастеров. Дети обеспеченных родителей — горных инженеров и крупных чиновников — получали домашнее образование, а затем продолжали учебу в Уфе, Екатеринбурге, Петербурге и других крупных городах. Следующим шагом в развитии Н. о. в Златоусте стало открытие в 1848 г. Окружного училища, которое готовило писарей для заводских контор, мастеров и надзирателей в цеха. В этом училище изучался широкий круг предметов: арифметика, алгебра, геометрия, русская история, география, письмоведение и др. В 1879 г. училище из горного ведомства перешло в ведение Министерства просвещения, преобразовано сначала в трех-, — а потом и четырехклассное городское и сохранялось в этом качестве до Октябрьской революции. 9 сентября 1905 г. открылась женская прогимназия, с 1 июля 1908 г. преобразованная в полную 7-классную. В 1910 г. она получила 8-й педагогический класс, выпускницы которого становились учителями школ города и уезда. В их числе: Е. Д. Араловец, В. Я. Лебедева, Л. А. Баженова, Л. И. Головизнина, А. Д. Ногтева, З. И. Горелова и другие. Осенью 1910 г. начались занятия в мужской гимназии, а с 1913 г. она стала полной восьмиклассной. Первое среднее специальное учебное заведение — механико-техническое училище (совр. техникум им. П. П. Аносова) — начало функционировать с 9 сентября 1907 г., получило официальный статус с 1 июля 1909 г. Органы местного самоуправления — уездное земское собрание (с 1875 г.) и городская дума (с 1874 г.) положительно повлияли на развитие просвещения: строились и открывались новые школы, комплектовались библиотеки, оказывалась помощь в подготовке кадров (курсы, стипендии учащимся от земства и думы). Для координации действий был создан первый уездный отдел народного образования (1876). Более 40% земского бюджета составляли расходы на образование. Кроме того, часть школ содержали духовное ведомство и горнозаводское правление. Существовали отдельные частные и воскресная школа. По данным на 1 января 1916 г. в Златоусте работали: 13 одноклассных министерских (государственных), земских и церковно-приходских школ, 2 двухклассных, городское четырехклассное училище, медресе (мусульманская школа), 2 гимназии и среднее механико-техническое училище с низшей при нем ремесленной школой. Одноклассные школы имели срок обучения от 1 года до 4 лет, двухклассные — 5 лет (в первом классе — 3 года, во втором — 2 года). Однако начальные школы, небольшие по наполняемости, не могли дать образование всем детям. Процент неграмотных среди населения города был очень высоким. Октябрьская революция принесла серьезные изменения всей системы народного образования. Избранный в конце марта-начале апреля 1918 г. Златоустовский уездный Совнарком имел в своем составе комиссариат народного просвещения во главе с М. Д. Голубых. Начавшаяся гражданская война, вступление колчаковских войск в Златоуст в июне 1918 г. прервали деятельность комиссариата. После отступления белогвардейских соединений из Златоуста в июле 1919 г. заботу о просвещении взял на себя отдел народного образования вновь созданного ревкома, поставивший задачу «создать советскую школу, пустить в ход всевозможные культурно-просветительные учреждения и тем самым обслуживать потребности населения». В начале октября 1919 г. состоялся съезд работников народного образования Златоустовского уезда. Возобновились занятия в школах 1 ступени, открылась школа 2 ступени — среднее общеобразовательное учебное заведение — вместо упраздненного городского училища в том же здании. Но одновременно были ликвидированы обе гимназии, церковно-приходские школы от духовного ведомства перешли в государственное подчинение. В конце декабря 1919 г. уездный съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов избрал уездный исполком и распустил ревком. При исполкоме образовался уездный отдел народного образования (УОНО), в ведение которого вошли школы, дошкольные и культурно-просветительные учреждения (библиотеки, избы-читальни, музеи, клубы и т. п.), детсады и детдома. Голодные 1921 — 1922 гг. пагубно отразились на состоянии народного образования в городе и уезде: закрывались школы и библиотеки, пункты ликвидации неграмотности и избы-читальни. Резко увеличилось число детей, нуждающихся в помощи, что привело к открытию новых детских домов. Вместе с тем, в эти годы в Златоусте открылись: первая школа ФЗУ — фабрично-заводского ученичества (1 мая 1921 г.), педагогический техникум — современное педучилище (7 ноября 1921 г.). По отчетным данным УОНО на 17 февраля 1922 г. в городе учебные занятия проходили в 16 небольших по количеству учащихся начальных школах, которые стали тогда называть советскими, а также в школах Кувашей, Веселовки и Медведевки. 31 августа 1923 г. вышел декрет правительства о введении всеобщего обучения на территории РСФСР в течение 10 лет. Между тем, в 1922/23 учебном году в школах уезда обучалось лишь 25,1% детей школьного возраста. В самом Златоусте процент был несколько выше. В 1923 г. окружной отдел народного образования, заменивший после создания Златоустовского округа Уральской области уездный отдел народного образования, внес свои предложения на рассмотрение Окрисполкома. 30 ноября 1928 г. Окрисполком принял решение о введении всеобщего обязательного обучения детей в Златоустовском округе с 1928/1929 учебного года. В решении было сказано, что обучение будет бесплатным, а учительскими кадрами в основном школы обеспечены. С 1926 г. постепенно ушло из обихода название «советская школа», начали появляться фабрично-заводские семилетки (ФЗС) и десятилетки (ФЗД), в которых особое внимание обращалось на связи с производством, промышленными предприятиями. В 1934 — 1935 гг. введены новые названия школ: неполные и полные средние со сроками обучения 7 или 10 лет. Принятые в настоящее время (1996) названия: начальные, основные общеобразовательные (9 классов), средние полные образовательные (11 классов) школы. Кадры преподавателей в Златоусте для средних школ готовил в 1939 — 1955 гг. учительский институт. Учителя начальных классов специальное образование получают в педагогическом училище (бывший педтехникум). В связи с переходом к всеобщему обязательному образованию в 1930-х гг. в городе построены новые типовые школьные здания: школы № 3, 8, 9 (совр. спортшкола на ул. Таганайской), 10 (совр. шк. № 17 в Ветлуге), 20, 21 (в р-не Зареченского пос.), 22 (совр. шк. № 14), 23. Школьное строительство продолжалось все последующие годы, особенно интенсивно в 1960-х гг. Практически все современные школьные здания в городе построены после 1917 г. Трудные годы Великой Отечественной войны привели к закрытию многих школ, сокращению контингента учащихся и числа учителей. В крупных школах разместились военные госпитали. Старшеклассники пошли работать на заводы, военнообязанные работники школ ушли на фронт. Боевые и трудовые подвиги златоустовских учителей отмечены государственными наградами. Звания Героя Советского Союза удостоен преподаватель русского языка и литературы школы № 8 А. И. Невзгодов. Некоторые изменения структуры и функций отделов народного образования произошли после появления нового государственного органа — Комитета культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР (1945) и Министерства культуры СССР (1953). В местном исполкоме были созданы отделы культуры. Библиотеки, музей, музыкальные школы и другие государственные учреждения культуры вышли из состава городского отдела народного образования в подчинение отдела культуры. Разделение территории Златоуста в 1975 г. на Ленинский и Новозлатоустовский районы привело к созданию районных отделов народного образования, подчиненных городскому. Районные отделы народного образования были ликвидированы в 1989 г. в связи с упразднением районного деления, а решением сессии городского Совета народных депутатов от 12 февраля 1993 г. городской отдел преобразован в городское управление народного образования (ГОРУНО). В настоящее время (1996) в систему учреждений ГОРУНО входят: 16 средних полных общеобразовательных школ (в т. ч. гимназии и 1 сельская) со сроком обучения 11 лет, 11 основных общеобразовательных школ со сроком обучения 9 лет, 2 сельские начальные школы, 2 школы для детей с недостатками развития, 2 вечерние школы (центры образования молодежи), 4 комплекса детсад-школа (в т. ч. 1 сельский), 16 учреждений дополнительного образования (гуманитарных, технических, спортивных), 101 детсад (в т. ч. 4 сельских). В школах ГОРУНО на 1 сентября 1995 г. обучалось 23,2 тыс. чел., работало 1333 преподавателя. Кроме этого действуют 4 школы, находящиеся в ведении сектора учебных заведений Златоустовского отделения ЮУЖД, где в 1995/1996 учебном году занимались 3,1 тыс. чел., и работали 182 преподавателя. На отделении ж. д. открыта также школа-детсад. Среди работающих и ранее работавших учителей 45 получили почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР (РФ), еще 6 заслуженных учителей школы работают в средних учебных заведениях (полный список см. в справочном отделе). Н. Косиков, В. Чабаненко. (2 том)
НАРОДНЫЕ ДОМА — культурно-просветительные учреждения для низших сословий. Появились в Англии во второй половине XIX в. В России идея устройства Н. д. получила распространение после общеземского съезда по народному образованию (1911). После введения в 1914 г. запрета на продажу спиртных напитков началось создание губернских, уездных, волостных и районных (в городах) Н. д., которые рассматривались как центры всего внешкольного образования на соответствующих территориях. В их создании участвовали органы городского и земского самоуправлений, кооперативы и различные общественные организации. В Н. д. имелись библиотеки-читальни, курсы для взрослых, народные театры, народные чтения (лектории), хоровые коллективы и оркестры, музеи, выставки, гимнастические залы, кино, чайные. К 1917 г. в Златоусте действовали Н. д. в ряде районов города: Демидовке, Ветлуге, Закаменке. Был также подготовлен проект строительства городского народного дома на 600 человек (не осуществлен). Ю. Окунцов. (2 том)
НАСЕКОМОЯДНЫЕ — на территории СНГ 45 видов. В фауне Златоуста 4 семейства отряда насекомоядных: землеройки, кроты, ежи и завезенная в 1953 году выхухоль. Общий для всех насекомоядных признак — вытянутая в хоботок мордочка. Землеройки — самые мелкие млекопитающие. Внешне похожи на мышь, но конец морды вытянут в хоботок, небольшие уши почти полностью скрыты в мехе. Мех мягкий, бархатистый, окрашен на спине в коричневый или бурый цвет. Наиболее распространена обыкновенная землеройка-бурозубка. Длина тема 6 — 8 см, масса 6 — 14 г. Вершины всех 32 зубов окрашены в коричневато-бурый цвет. Встречаются в лесах Таганая и Уреньги, где много поваленных деревьев и влажная почва. В течение лета самка дает 1 — 2 помета с 6 — 8 детенышами. Биологическая особенность этой землеройки: высокий обмен веществ, что позволяет ей жить при значительных морозах и сильной жаре. За сутки она поглощает пищи в 4 раза больше всего веса. Пищей ей служат насекомые, жуки и их личинки, иногда молодые грызуны. Другой вид землеройки — кутора водяная встречается очень редко, живет там, где есть вода. Длина тела 8 см, хвост 6,5 см, масса 15 — 20 г. Спина и бока черные, брюхо серебристо-белое. Питается кутора в основном насекомыми, червями, мелкой рыбой. Крот европейский — в р-не Златоуста распространен повсеместно, может подниматься довольно высоко в горы. Мех крота густой, бархатистый, ворс направлен вверх, поэтому он легко движется под землей как вперед, так и назад. Длина тела 10 — 15 см, масса до 130 г. Видит крот плохо, но у него прекрасно развиты осязание и обоняние. Питается дождевыми червями, личинками вредных жуков. Ходы роет на глубине 5 — 6 см, они связывают гнездо с кормовыми участками. Крот — ценное промысловое животное. Еж — встречается на опушках леса, на вырубках. Легче его обнаружить в сумерках или ночью: день он проводит в гнезде, которое строит из листьев, и в октябре впадает в спячку, которая продолжается до полного схода снега. В р-не Златоуста обитает еж обыкновенный, у которого панцирь из игл на голове разделен на две части аккуратным пробором. Брюхо и бока покрыты длинным и грубым мехом. Цвет игл и меха от светлого до темно-бурого. Длина тела до 27 см, масса до 350 г. Питается еж самой разнообразной пищей: насекомые, грызуны, лягушки, ящерицы. Б. Чуксин. (2 том)
НАСРЕТДИНОВ Исламгали Султангалеевич (1949, с. Немислярово Башкирской АССР, 1969) — пограничник, погибший при защите Государственной границы СССР. Окончил в Златоусте СПТУ-62 (1967), работал в «Жилтресте-1» каменщиком. В 1968 г. призван в погранвойска. Погиб как герой 02.03.1969 г. в бою с китайскими нарушителями на острове Даманском, защищая границу Родины. Награжден медалью «За отвагу» (посмертно). На здании ПТУ-62 установлена мемориальная доска, посвященная памяти И. С. Насретдинова (1969). Регулярно в память о герое-пограничнике в Златоусте проводятся Всесоюзные (теперь — Всероссийские) соревнования по боксу. Во время соревнований организуются встречи молодежи с пограничниками. Ю. Пестерев. (2 том)
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ (НОУ) — творческое объединение молодых талантов. Основано городским Дворцом пионеров (ныне Дворец творчества юных) в 1976 г. при участии ученых Златоустовского филиала Челябинского политехнического института (ЗФ ЧПИ). В первые годы существования состояло из 4 секций: физики, математики, химии, истории. К 1986 г. количество секций НОУ увеличилось до 11, в настоящее время (1996) в НОУ работает 21 секция, где представлены самые разнообразные отрасли знания — краеведение, психология, философия, литература, информатика, машиностроение, мировая художественная культура, экономика, микробиология, экология, юриспруденция, иностранные языки. НОУ объединяет старшеклассников, увлеченных наукой. Занимаясь в секциях, они углубляют свои знания, развивают интеллект, учатся вести научно-исследовательскую работу, проводить опыты и делать выводы, получают навыки обращения с первоисточниками и научной литературой. Ежегодно проводятся городские научно-практические конференции, участники, занявшие первые места, получают стипендии. Победители затем состязаются в эрудиции на областных научно-практических конференциях НОУ. Так членами старейших секций НОУ — физики и химии — на областных конференциях получено 40 дипломов. В 1988 г. двое учеников школ № 15 и 2 В. Никонов и Л. Кузнецов (секция физики НОУ) стали соавторами статей в сборнике «Содружество ученых и учащихся», работа И. Чуманова (секция химии) в 1988 г. удостоена медали ВДНХ СССР, члены златоустовского НОУ С. Нагуло и А. Жигалина были участниками Всероссийского слета юных изобретателей и рационализаторов (1986). Призеры конференций НОУ зачисляются в высшие учебные заведения области на льготных условиях. Более 90% выпускников НОУ успешно поступают в вузы. Некоторые из них избрали себе научную карьеру после получения высшего образования, учатся в аспирантуре. Ежегодно в секциях НОУ занимаются более 300 учащихся. Руководят секциями ученые Златоустовского филиала Челябинского государственного технического университета (ЗФ ЧГТУ), заслуженные учителя и другие специалисты высокой квалификации, среди которых зав. кафедрой физики ЗФ ЧГТУ, доцент А. И. Сопин, преподаватели ЗФ ЧГТУ А. Н. Жигалина, Д. Н. Казарцев, Л. А. Ковалева, руководитель научного отдела национального перка «Таганай» М. С. Середа, начальник городского экологического центра А. С. Ахлюстин. Деятельность НОУ получила высокую оценку ученых Уральского государственного университета, Московского университета и других высших учебных заведений. Р. Асвобутдинова. (2 том)