ПЕРМСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ПЕРМСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — первая магистральная железная дорога Урала. Ее сооружение началось со строительства линии Екатеринбург — Пермь (1874 — 1878), получившей название Уральской горнозаводской железной дороги. В 1897 г. эта дорога была выкуплена казной у акционерного общества, с 1898 г. называлась Пермь — Тюменской ж. д. С завершением в 1898 г. строительства казенной Пермь — Котласской ж. д., обе эти дороги в 1900 г. были объединены в одну, получившую название Пермской ж. д. Управление ПЖД находилось в Петербурге. Дорога, включавшая в себя ж. д. линии Среднего и Северного Урала имела протяженность в 2035 верст (2171 км) и линией Екатеринбург — Челябинск соединялась с Самаро-Златоустовской ж. д. В 1918 г. передана в подчинение НКПС, управление перемещено в г. Пермь. С созданием в 1923 г. Уральской области к ПЖД постепенно присоединены все железнодорожные линии Урала, в т. ч. с конца 1930 г. — Златоустовский участок (Кропачево — Златоуст — Полетаево) Самаро — Златоустовской ж. д. Эксплуатационная длина к 1931 г. составляла 4198 км, из которых 3880 км (92%) — на территории Уральской области, остальные линии — на территориях Башкирской АССР и Воткинской автономной обл. С 1934 г. начался процесс разукрупнения ПЖД: в январе 1934 г. выделена Южно-Уральская ж. д., в состав которой вошел Златоустовский участок; в 1943 г. — Свердловская ж. д. Эксплуатационная длина к концу 1940-х гг. уменьшилась до 1747 км (в 2,4 раза в сравнении с 1931 г.). В конце 1950-х гг. ПЖД включена в состав Свердловской ж. д. и как самостоятельная перестала существовать. В наст. время (1996) линии, входившие ранее в ПЖД, находятся на границах Свердловской, Горьковской и Южно-Уральской ж. д. А. Козлов. (2 том)