ПАСТУХОВ Юрий Михайлович заслуженный работник транспорта РСФСР (РФ), 1993. Приложения ЗЭ (2-й том).
ПАТРОЕВ П. И. — 1-й секретарь ГК ВКП (б). 21.07.1939 — 30.12.1940. АК-ФЯ. 10.04.2002.
ПАШКОВ Анатолий Федорович заслуженный металлург РСФСР (РФ), 1986. Приложения ЗЭ (2-й том).
ПАШКОВ Анатолий Федорович (1941, Златоуст) — волочильщик, заслуженный металлург РСФСР (1986). Окончил среднюю школу в Златоусте и в 1958 г. начал работать на металлургическом заводе в цехе контрольно-измерительных приборов слесарем. С 1962 г. по 1965 г. находился на службе в армии, а после демобилизации перешел в мартеновский цех № 1. В 1966 г. перевелся в термокалибровочный цех волочильщиком и досконально освоил эту профессию, был руководителем бригады волочильщиков. Награжден орденом «Знак Почета» (1973). С. Костюшева. (2 том)
ПЕГМАТИТЫ — горная порода, состоящая из минералов материнской магмы, преимущественно крупнозернистая, залегающая в виде жил, линз, гнезд и других тел. Прерывистая полоса П. на территории Златоустовского района залегает среди слюдяных сланцев западных отрогов Уральского хребта, обнажаясь в бортах Тесьминских и Таганайских рудников, на склонах и вершинах гор Сорочьей и Тесьминской, Ицыл и Юрма. Здесь П. в своем составе, кроме главных породообразующих пород (полевого шпата, кварца и слюды), содержат часто многочисленные, правильно распределенные кристаллы шерла (черного турмалина), а академик А. Я. Купфер еще в 1828 году наблюдал по р. Малой Тесьме в описываемых П. (гранитах по некоторым источникам) включения зеленоватого берилла и синего турмалина. М. Середа. (2 том)
Педагогическое колледж. Потребность в педагогических кадрах для школ существовала в Златоусте всегда. Правда, частично она решалась: в 1908 — 1919 годах учителей начальных классов готовила Златоустовская женская гимназия, завершающая 7-летний срок обучения в ней восьмым, педагогическим классом. 07.11.1921 г. в здании бывшей женской гимназии состоялось торжественное открытие педагогического техникума им. Октябрьской Революции. Не имея преемственности от какого-либо учебного заведения, техникум с первых же дней своего существования заявил о себе: уже 12 ноября здесь прошли публичные рефераты к 100-летию Ф. М. Достоевского, 15-го — публичная лекция доктора химии А. Л. Рувинского. Первый учебный год для техникума начался в весьма тяжелых материальных условиях, голода и холода. Из-за недостатка поступающих трижды пришлось продлевать сроки приема учащихся, что повлекло снижение самих условий приема, к ухудшению качественного состава учащихся. К тому же вследствие перехода части Златоустовского уезда в состав Башкирии техникум приступил к организации татаро-башкирского класса. Количество поступивших на учебу увеличивалось с каждым учебным годом: от 85 учащихся в 1921 году до 140 в 1928-м. К этому году техникум произвел уже три выпуска, дав школам Златоустовского округа 68 новых педагогов. К сожалению, почти не возрастал количественный и качественный состав преподавателей: их насчитывалось всего 12, 9 из них имели высшее образование, трое — среднее. Педагоги-энтузиасты организовывали учащихся на посевные работы, на заготовку дров, на оборудование собственными силами кабинетов, лабораторий, общежития. К 1928 году техникум имел библиотеку, насчитывающую до 75 тысяч экземпляров книг, в рабочей библиотеке учебников по одному на трех обучающихся, почти на 75 процентов были оборудованы химический и педагогический кабинеты, частично — кабинет естествознания. Лекционные методы преподавания постепенно заменяются лабораторными, что значительно подняло качество учебы. В 1928 г. техникум переведен в Миасс, в 1931 — 1939 гг. снова базируется в Златоусте, а в 1939 г. реорганизован в учительский институт. В 1949 году в Златоуст переведены из Кыштыма два третьих и два четвертых курса местного педагогического училища (120 человек), перевезено все оборудование и библиотека. В следующем году переводится на 2-й курс еще одна группа из Миасса. С 1955 г. заведение снова в статусе педучилища. В 1967 г. открылось художественно-графическое отделение, пришли высококвалифицированные преподаватели-методисты: Ю. Н. Эйбушитц, А. П. Дудин, В. З. Жарикова, Н. Н. Минегалимов, члены Союза художников России Ю. П. Азеев, Н. И. Гарус, В. П. Жариков, В. И. Зозуля, Г. И. Мануш, Р. А. Сафин. В 1971 г. состоялся его первый выпуск (50 человек). В 1980 г. открыто трудовое отделение, которое готовит учителей труда и черчения. В августе 1996 г. по итогам аттестации училищу присвоен статус колледжа. За годы своего существования П. к. воспитало в своих учебных аудиториях около 10 тысяч учителей. Среди выпускников разных лет ученые: доктор исторических наук Ф. К. Быстрых (1925), доктор философских наук Г. И. Габов (1926), кандидат сельскохозяйственных наук А. Р. Чистяков (1926), кандидат филологических наук Г. П. Васильковский (1928), кандидат педагогических наук В. С. Зайцев (1968), заслуженные учителя школы России Т. Н. Зубчик, Г. К. Ногтева, С. В. Макарова, отличники народного просвещения: Н. Н. Васильева, К. И. Евдокимова, З. А. Косикова, В. К. Курилова, Р. Ф. Ундерская. М. Антощук, В. Чабаненко. (2 том)
Пеннин (минерал группы хлоритов) — по названию Пеннинских Альп (хребет в Западных Альпах между перевалами Большой Сен-Бернар и Симплон на территории Швейцарии и Италии, высота до 4634 м).
ПЕРВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НА ЗЛАТОУСТОВСКИХ ЗАВОДАХ. Сооружена в 1837 г. по проекту П. П. Аносова. Представляла собой колею длиной 480 саженей (св. 1 км), сооруженную из чугунных рельсов. По рельсам конной тягой перемещались специально сконструированные тележки грузоподъемностью до 200 пудов (3,3 т). Дорога предназначалась для перевозки золотоносных песков от места добычи до промывальной фабрики (в р-не Миасских золотых приисков). В отличие от первой в России конно-чугунной дороги, сооруженной в 1810 г. на Змеиногорском заводе горным инженером П. К. Фроловым, железная дорога конструкции П. П. Аносова являлась переносной, т. е. с минимальными затратами могла быть достаточно быстро перемещена с одного места золотодобычи на другое. За рабочую смену в 10,5 час. на двух тележках двумя лошадьми перевозилось 2800 пудов (46 тонн) золотоносного песка, при этом потребность в тягловой силе была сокращена более чем на 200 лошадей. В 1845 г. подобная ж. д. была устроена на самом Златоустовском заводе для перевозки различных припасов к Оружейной фабрике. А. Козлов. (2 том)