УФА-ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
УФА-ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — строительное наименование участка Самаро-Златоустовской ж. д. от Уфы до Златоуста. Технические условия на строительство дороги были утверждены 17.05.1888 г. Строительство У.-З. ж. д. велось в 1888 — 1890 гг. под руководством инженера К. Я. Михайловского. В изыскательских, проектных и строительных работах по сооружение У.-З. ж. д. в 1885 — 1890 гг. принимали участие видные инженеры путей сообщения Г. В. Адрианов, Г. М. Будагов, Н. Г. Гарин-Михайловский, П. И. Михайловский, Е. Ю. Подруцкий. Линия У. З. ж. д. прошла по территории Уфимской губернии (Уфимский и Златоустовский уезды), ее точная протяженность составила 298,993 версты (319 км). Пропускная способность дороги была определена в 9 пар сквозных поездов в сутки. Полоса отчуждения У.-З. ж. д. заняла чуть более 38 кв. км, из которых 66,9% — казенных земель, 33,1% — частных земель, выкупленных казной. В ходе строительства решались объемные инженерные задачи, поскольку трасса железной дороги располагалась в местностях со сложным, пересеченным рельефом. 32,4% всей длины дороги составили насыпи, 67,6% — выемки. Три четверти всей линии пришлось на уклоны, в т. ч. четверть протяженности ж. д. — на предельные уклоны. Общий объем земляных работ — 1268407 куб. саженей (12,32 млн. кубометров). Для сравнения: объем крупнейшей египетской пирамиды Хеопса составляет 2,54 млн. кубометров. При устройстве выемок в каменистых и скалистых грунтах было вынуто более 2 млн. кубометров грунта. Для защиты полотна ж. д. от осыпей по крутым косогорам рек Белой, Сима, Юрюзани были сооружены каменные подпорные стенки общей длиной 20 верст. На У.-З. ж. д. построено 206 мостов, в т. ч. крупнейший на этом участке мост через р. Уфу (три пролета по 50 саженей, общая длина 150 саженей (320 м), проект Н. А. Белелюбского). Железо для мостов производилось на Воткинском казенном заводе; изготовление металлических опор пролетных частей, сборка и установка мостов велась под руководством инженера В. И. Березина, который впервые предложил и осуществил на практике установку пролетных строений мостов с помощью плавучих подмостков («русский метод»). В ходе строительства У.-З. ж. д. на ее 16 станциях было сооружено: два паровозных здания (депо) на ст. Златоуст и Кропачево, 44 жилых дома общей площадью более 1500 кв. саженей, 13 водоемных зданий (водонапорных башен), 16 пассажирских зданий (вокзалов), из которых 6 были каменными; 3 бани (ст. Кропачево, Вязовая, Златоуст). В 12 часов ночи с 7 на 8 сентября 1890 г. участок Уфа-Златоуст перешел в заведование начальника Самаро-Уфимской ж. д., а 8 сентября по совершению молебствия в г. Уфе и Златоусте было открыто правильное движение поездов. Первые товаропассажирские поезда отправились из Уфы в 1 час 52 мин. дня, из Златоуста — в 8 час. 27 мин. вечера. На торжествах по случаю открытия железнодорожного сообщения в Златоусте выступил Н. Г. Гарин-Михайловский. Комиссия по приему У.-З. ж. д. под председательством члена Совета Министерства путей сообщения инженера Венгржиновича сочла необходимым отметить, что «по большому количеству и разнообразию искусственных сооружений, отводу рек, устройству подпорных стенок для поддержки насыпей и откосов выемок, Уфа-Златоустовская дорога является одной из дорог, представляющих большой научный строительный интерес, и в этом отношении может быть признана одной из выдающихся дорог, построенных русскими инженерами». По рекомендации приемочной комиссии подробный отчет о строительстве У.-З. ж. д., иллюстрированный фотографиями, был отпечатан типографским способом в Уфе. Один из экземпляров этого отчета демонстрируется в экспозиции Златоустовского краеведческого музея. В настоящее время (1996) западная часть У.-З. ж. д. находится в составе Башкирского отделения Куйбышевской ж. д., восточная (от ст. Кропачево до ст. Златоуст) — в составе Златоустовского отделения Южно-Уральской ж. д. А. Козлов. (2 том)