ЗИМНИК — зимняя дорога, пригодная для движения колесного транспорта (автомобильного и гужевого), непроходимая в другие сезоны года. В Златоусте 3. часто используется для вывоза сена с сенокосных угодий, в летнее время некоторые 3. служат пешеходными тропами, но движение по ним затруднено ввиду того, что они проходят по заболоченным местностям. А. Козлов. 12S 3 (1-й том).
ЗИНГУР — гора, расположенная в 50 км к ЮЮЗ от Златоуста, 5 км к ЮЮЗ от Семибратского кордона. Находится в 102 квартале Семибратского лесничества на правобережье рек Ай и Хуторка. Высота 781 м, на склонах заросли березы. Название — от башкирского ЗЭНГГЭР — «синий», «голубой». С. Стрельников. А. Козлов. (1-й том).
ЗИНУРОВ Хамет Харипович заслуженный строитель РСФСР (РФ), 1996. Приложения ЗЭ (2-й том).
ЗЛАТЛЕС — акционерное общество закрытого типа, созданное в декабре 1991 г. по инициативе В. Ф. Кутышева. Учредители: городской экологический фонд, городская администрация, завод металлоконструкций, станция техобслуживания (пос. Балашиха). Производит экструзионный брус из древесных опилок с применением минеральных связующих, прессованные плиты, шлакоблоки и другие стройматериалы на основе утилизации отходов деревообработки, шлаков и т. п. Е. Морарь. (2 том)
ЗЛАТОПЛАСТ — акционерное общество закрытого типа созданное в мае 1992 г. Специализируется на изготовлении изделий из слоистого стеклопластика: торговых киосков, корпусов редуктора колесных пар для электровозов, пластиковых сидений с подогревом для трамваев, электричек, кабин железнодорожного подвижного состава. Е. Морарь. (2 том)
ЗЛАТОУСТ — электрическая подстанция ЗЭС «Челябэнерго». Сооружена в 1958 г. в связи со строительством крупнейшей линии электропередачи от Куйбышевской ГЭС до Урала. Первоначально была рассчитана на напряжение 400 кВ, затем переведена на 500 кВ. Суммарная трансформаторная мощность более 750 тыс. кВА. Снабжает электрической энергией крупнейшие промышленные предприятия Златоуста. К. Козлов. (1-й том).
ЗЛАТОУСТ — станция Южно-Уральской ж. д. (1941 км, вые. 452 м над ур. моря). Расположена в 4 км к СВ от центра города. На станции 20 путей общей протяженностью 41,5 км. Имеется два маневровых парка, парк отстоя и парки локомотивного и вагонного депо. Ежесуточно через станцию проходит несколько десятков пассажирских и товарных поездов. Станция сооружена в 1890 г., первоначально являлась конечной станцией Самаро-Златоустовской ж. д. За период своего существования претерпела несколько коренных реконструкций. Последняя реконструкция прошла в 1985 г., в ее ходе на станции были существенно удлинены несколько путей, что позволило обрабатывать здесь длинносоставные поезда. В. Бухарцев. (1-й том).
ЗЛАТОУСТ — словарь географических названий. Вышел в Златоусте в 1993 г. Издан газетой «Трудовая честь» тиражом 2000 экз. Отпечатан типографией ПО ЗМЗ. Словарь содержит объяснение названий гор, рек, урочищ, населенных пунктов, расположенных в районе Златоуста В книге около 160 словарных статей Автор — златоустовский журналист С. М. Стрельников. А. Козлов. (1-й том).