СЛАНЦЫ — горные породы, слагающие все метаморфические образования Златоустовского Урала и отличающиеся от других горных пород сланцеватым плойчатым строением и большим разнообразием состава. Диапазон названий сланцев очень широк и зависит от наличия и распределения слагающих их минералов. Наибольшим распространением пользуются гранат-ставролит-слюдисто-кварцевые сланцы, встречающиеся в обнажениях Уреньгинского и Таганайских хребтов, гор Косотур и Бутыловка, на участке строительства Новозлатоустовского водохранилища. Графит-слюдистые сланцы с большим содержанием графита залегают на западном склоне и у подножья гор Тесьминской и Сорочьей. Сланцы слагают, в основном, крылья всех складчатых структур района. Подчиненное значение в геологическом разрезе имеют слюдисто-кварц-карбонатные сланцы, не имеющие выхода на дневную поверхность и вскрытые скважинами в районе д. Веселовка. Хлоритовые и амфиболитовые сланцы, с примесью эпидота, кварца, слюды выделяются маломощными прослоями в толще протерозойских отложений. М. Середа. (2 том)
СЛУЖБА СВЯЗИ. Приказом Министерства связи РФ от 24 ноября 1992 г. единая государственная служба связи разделена на два самостоятельных объединения: «Связьинформ» и Федеральную государственную почтовую связь. Златоустовский филиал Челябинского акционерного общества «Связьинформ» имеет (с апреля 1993 г.) в своей структуре: городскую телефонную сеть, телеграф, проводное радиовещание, междугородную телефонную станцию и переговорные пункты. В системе АО работают городские АТС-2, 3, 5, 6, сельские станции в Кувашах, Тундуше. Готовится к пуску АТС-7 на Северо-Западе. Кроме того, в городе есть 9 ведомственных АТС, имеющих выход на городскую станцию. Услугами телефонной службы города пользуются 23 тыс. абонентов. Междугородная телефонная станция в среднем в сутки предоставляет 3800 — 4000 переговоров по 241 каналу (122 исходящих и 119 входящих) автоматики, а также через телефонисток ручным соединением. По абонентскому телеграфу работают 47 предприятий и учреждений, действует связь системы «Телекс». Жители, предприятия и учреждения имеют 63 тыс. основных радиоточек проводного вещания. Городской узел Федеральной почтовой связи является подразделением (с апреля 1993 г.) управления почтовой связи Челябинской области, объединяет 22 городских и 3 сельских почтовых отделения, участок по обработке переводов и участок страховой почты. До Октябрьской революции в Златоусте действовали два вида почты: государственная и земская (см. Земская почта). После передачи земской почты государственному почтовому ведомству Златоустовская уездная почтово-телеграфная контора имела статус 4-го класса и объединяла (1913) 6 почтово-телеграфных (Сатка, Юрюзань, Айлино, Верхние Киги, Месягутово, Тастуба) и 5 почтовых отделений (Емаши, Куса, Леузы, Новый Белокатай, Усть-Икинское). В самом Златоусте работали два отделения: железнодорожное на ул. Румянцева и в Закаменке. Первый телеграф в России (Кронштадтская линия) начал действовать в 1835 г., а первая телеграфная связь Златоуста с Екатеринбургом была установлена на основании разрешения Министерства внутренних дел от 26 июня 1870 г. К началу XX в. телеграф соединил основные населенные пункты уезда, имевшие почтово-телеграфные отделения, со Златоустом. При строительстве Самаро-Златоустовской ж. д. телеграфная связь была установлена между станциями и начала действовать с момента открытия движения в сентябре 1890 г. Первая телефонная линия в России появилась в 1880 г., в Златоусте — в 1890-х гг. (Златоуст — Сатка, Златоуст — Куса и др.). К 1913 г. работали центральная городская телефонная станция и 16 станций в уезде. Все соединения производились вручную. После Октябрьской революции и гражданской войны произошли крупные изменения в административном и хозяйственном устройстве, непосредственно отразившиеся на деятельности средств связи. В конце июля 1919 г. Златоустовский уездный совнархоз подчинил себе почту и телеграф, а в августе — уездные и городские телефонные линии. Орган управления — контора связи называлась: уездной (1919 — 1923), окружной (1923 — 1930), городской (с 1930). После Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. установилось название «Городской узел связи» и сохранялось до разделения в 1993 г. В 1928 — 1929 гг. окружная контора связи приняла в эксплуатацию от механического завода (совр. АО «Булат») телефонные линии и задействовала свою телефонную станцию на 700 номеров. В 1928 г. оборудован первый городской радиоузел, обслуживавший 155 абонентных установок. В послевоенные годы первая автоматическая станция в городе на 2700 номеров (АТС-2) смонтирована и пущена в действие в 1962 — 1965 гг. (на ул. Ленина), в 1980 г. на пр. Гагарина введена АТС-5. В том же году первых посетителей принял новый почтамт на ул. Ленина. В 1984 — 1985 гг. начала работать АТС-3 в Новом Златоусте. Современная электронно-цифровая система связи МТ-20 установлена на АТС-6 в Новом Златоусте (ул. Островского). Связь между станциями осуществляется через аппаратуру ИКМ (импульсно-кодовой модуляции). Радиорелейное оборудование Р-120/300 позволяет существенно увеличить число междугородных каналов. Установлены и находятся в действии другие современные средства связи. В коллективе АО «Связьинформ» получили почетные звания «Мастер связи» В. Е. Булатов (1994), «Почетный радист» — А. А. Герасимов (1976) и Н. Я. Аникина (1983). В. Галыгин, Н. Косиков. (2 том)
СЛЮДЫ — семейство минералов, объединяющее более 50 минеральных видов. Строение листоватое, чешуйчатое или пластинчатые кристаллы до нескольких см в поперечнике (мусковит с размером пластинок до 10 см и более из Слюдяных копей). Наибольшим распространением среди семейства слюд пользуется мусковит (серицит), входящий в состав кристаллических и слюдистых сланцев, слагающих метаморфические толщи Златоустовского района. Разновидность мусковита — фуксит — в виде примеси содержится в некоторых образцах авантюрина, что придает ему нежно-зеленую окраску. Мелкокристаллический фуксит присутствует в кварцевых трещинах горы Ицыл. Темно-зеленая слюда — клинтонит — встречается в скарнах Николае-Максимилиановской копи и является редким коллекционным минералом. Черные листочки слюды — биотита выполняют в ассоциации с кварцем пегматитовые инъекции гранитного массива Киалимской пади (Большое Моховое болото) и Большого лога (останцы «Три Брата»). Большую роль биотит играет в региональных отложениях протерозоя. М. Середа. (2 том)
СЛЮДЯНАЯ ГОРКА — небольшая возвышенность, расположенная на высоте св. 1000 м по осевой линии хр. Большой Таганай между Двуглавой сопкой и Откликным гребнем, в 300 м к ЮЮЗ от южной оконечности Откликного гребня. Восточный склон представляет собой довольно обширный участок горной тундры, западный — курумники. Со стороны Двуглавой сопки слюдяные сланцы С. г. переслаиваются кварцитами, а со стороны Откликного — габбродиоритами. Кристаллические сланцы С. г. изобилуют гранатами-альмандинами розового цвета, иногда с реликтовой ромбо-додекаэдрической огранкой кристаллов. Здесь также часто встречается ставролит в длиннопризматических кристаллах до 5 см длиной. Вместе с сопкой Три сестры входит в состав Митькиных скал (мест. название — Вшивые горки) и является памятником природы. С вершины С. г. открывается обширная панорама южной части хр. Большой Таганай. А. Козлов, М. Середа. (2 том)
СЛЮДЯНЫЕ КОПИ — горные выработки, расположенные в 4,5 км к СВ от центра Златоуста на территории национального парка «Таганай». Геоморфологически копи приурочены к восточной вершине Сорочьей горы, отделенной от западной вершины геоктоническим разломом, который выделяется в рельефе глубоким логом. В пределах тектонического разлома, который является контактирующим фрагментом между сланцами западной вершины и пегматитами восточной вершины, прослеживается серия даек диорита. Слюдяные копи Сорочьей горы состоят из 3 участков: Больших слюдяных копей (северного), Малых слюдяных копей (южного) и Восточных слюдяных копей. Большие слюдяные копи представлены двумя ямами до 20 — 35 м в поперечнике и глубиной до 8 — 12 м. В восточной части копи расположены две старые шахты, где в XIX в. велась добыча слюды-мусковита. Кроме слюды, которая здесь встречается в пластинах до 10 см в поперечнике, присутствует шерл (черный турмалин), темно-бурый гранат, циркон и апатит. Вмещающая слюду горная порода — пегматит в южной части Больших слюдяных копей представлены редкой разновидностью — письменным гранитом от микрозернистой до крупнозернистой структуры. Участок Малых слюдяных копей менее разведан и имеет одну яму глубиной 5 м и несколько канав и шурфов рекогносцировочного характера. Восточные слюдяные копи не вскрывались крупными горными выработками и к настоящему моменту столетние ямы заросли буйной растительностью. М. Середа. (2 том)
СЛЮСАРЕВ Иван Кириллович (1886 — 1963) — художник-пейзажист, автор многочисленных пейзажей Среднего и Южного Урала. В 1907 г. окончил Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, в последующие годы занимался преподавательской работой в Екатеринбурге (Свердловске). Неоднократно посещал Златоуст, среди его работ картины: «Река Ай. Южный Урал» (1935), «Гора Таганай» (1932), «Город Златоуст», «Старый Златоуст с горы Уреньги» (Свердловская картинная галерея). Е. Алексеев. (2 том)
СМЕТ (система многих единиц тяги) — телемеханическая система управления локомотивами, впервые внедренная в депо ст. Златоуст в 1981 — 85 гг. Разработана специалистами НИИ железнодорожного транспорта с целью повышения эффективности использования локомотивного парка. СМЕТ обеспечивает управление двумя электровозами ВЛ-10 с пульта машиниста ведущего локомотива, при этом электровозы могут работать как в одном (синхронно) так и в разных режимах. Внедрение СМЕТ позволяет водить сдвоенные поезда повышенного веса одной локомотивной бригадой. Внедрение СМЕТ началось в 1981 г. В течение трех лет испытывалось несколько вариантов аппаратуры. По предложению специалистов депо внесены существенные изменения в первоначальную схему СМЕТ. Для ремонта и настройки аппаратуры построен и оборудован стендами цех электроники. Третий вариант СМЕТ, созданный в 1983 г., позволил соединять и разъединять электровозы сплоток (пар локомотивов) в любых вариантах в течение нескольких минут. К концу 1984 г. весь локомотивный парк депо был оборудован СМЕТ, началось внедрение новой технологии вождения поездов на участке Кропачево — Челябинск — Кропачево: из Челябинска поезда повышенного веса шли двумя локомотивами, на ст. Кропачево локомотивы разъединялись и следовали поодиночке с порожними составами. После завершения реконструкции станций с 7 октября 1985 г. по участку Челябинск — Кропачево открыто движение поездов весом 6000 тонн (при норме 3300 тонн), что позволило существенно увеличить пропускную способность участка. За внедрение СМЕТ начальник локомотивного депо Златоуст В. А. Винокуров награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР. В. Бухарцев, А. Козлов. (2 том)
СМИРНОВ Валентин Борисович (1916, с. Месягутово Златоустовского уезда) — ученый-геофизик, кандидат технических наук (1954), почетный полярник. В раннем возрасте воспитывался у дедушки — учителя начальной школы. После окончания Златоустовского индустриального техникума работал на инструментальном заводе-комбинате им. В. И. Ленина. В 1937 г. призван в ряды Красной Армии. После демобилизации — в научно-исследовательском институте черных металлов в Свердловске, сталевар и мастер по выплавке стали на Верх-Исетском металлургическом заводе. В 1949 году окончил Ленинградской электромеханический институт связи имени профессора М. А. Бонч-Бруевича, поступил в аспирантуру. Тема кандидатской диссертации — по проблемам и перспективам развития объемного телевидения. Будучи старшим научным сотрудником Института Арктики и Антарктики, участвовал в работе дрейфующей станции «Северный полюс-5», возглавлял отряд геофизиков в шестой антарктической экспедиции 1960 — 1962 годов (на обсерватории «Мирный», побережье моря Дейвиса, Береге «Правды» на Южном полярном круге — провел 14 месяцев), участвовал в одиннадцатой антарктической экспедиции (1965 — 1967). Награжден орденами и медалями, знаком «Отличник гидрометслужбы». В. Чабаненко. (2 том)