БЕЛОСЛУДЦЕВ А. И. — делегат съезда XXII КПСС — 1961. АК-ФЯ. 10.04.2002.
БЕЛОУСОВ Григорий Андреевич (? — 1919, Златоуст) — руководитель большевистской подпольной организации железнодорожников Златоуста в годы гражданской войны. В 1914 — 1919 гг. пекарь хлебопекарни ст. Златоуст. После захвата Златоуста белогвардейскими частями являлся руководителем подпольной организации большевиков на ст. Златоуст. Дом Б. был явочной квартирой, где хранилось оружие и проводились собрания подпольщиков. Весной 1919 г. Б. готовил операцию по взрыву Тесьминского моста с целью воспрепятствовать вывозу оборудования со Златоустовского завода в Сибирь, но был арестован колчаковской контрразведкой и расстрелян в лесу, неподалеку от Златоустовской тюрьмы. Похоронен в братской могиле в городском саду. В. Бухарцев. (1-й том).
БЕЛОУСОВА Ольга Васильевна — депутат Совета Союза Верховного Совета СССР от Злат. изб. округа. 1946 — 1950. АК-ФЯ. 10.04.2002.
БЕЛОУСОВА Ольга Васильевна (1909, Златоуст — 1988, там же) — первая женщина-депутат Верховного Совета СССР от Златоустовского округа (1946). Работать начала с 13 лет рассыльной, с 1927 г. — в цехе холодного оружия на механическом заводе — (ныне ПО «Булат»). В 1929 — 1937 гг. по комсомольской путевке в числе двадцатипятитысячников жила и работала в Казахстане, помогала создавать колхозы. После возвращения в Златоуст, работала в том же цехе, первой из женщин освоила все операции по сборке ножен оружия и продолжала работать слесарем-сборщиком во время Великой Отечественной войны. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В феврале 1946 г. была избрана депутатом Совета Союза Верховного Совета СССР, помогала решать задачи послевоенного восстановления городского хозяйства, позднее продолжила работу на заводе до выхода на пенсию. С. Куликовских. (1-й том).
БЕЛУГИН Николай Павлович (1922, Куса, Челяб. обл. — 1956, Москва) — советский скульптор, член Союза художников СССР. С детских лет жил и учился В Златоусте, затем — в Одесском художественном институте (1940 — 1941). Участник Великой Отечественной войны. С 1948 г. участник всесоюзных и московских художественных выставок. Автор скульптурных работ: «Солдат и освобожденная» (1942 — 1945, Государственный музей Революции СССР), «Перед подвигом» (1945 — 1948, там же), «Хозяйка земли» (1954), «С комсомольской путевкой» (1954). Умер и похоронен в Москве. В. Чабаненко. (1-й том).
БЕЛЫЙ КАМЕНЬ — небольшой родник на восточном склоне г. Зубихи в ее северной части. Расположен на высоте ок. 640 м на обочине лесной дороги, идущей по всему восточному склону Зубихи. Название — от крупного одиночного валуна, расположенного неподалеку от родника. На поляне выше Б. к. в 1950 — 60-е гг. часто проходили туристические слеты школьников железнодорожного узла. А. Козлов. (1-й том).
БЕЛЫЙ КЛЮЧ — самый известный высокогорный источник Таганайского горного узла. Расположен на высоте 690 м на юго-восточном склоне Двуглавой сопки. Вода Б. к. необычайно прозрачна и вкусна, несравнима ни с какой другой. Анализ, проведенный в феврале 1990 г. географами МГУ, показал, что мягкость ключевой воды здесь выше, чем у талого снега. Температура воды источника даже среди лета всего 3 — 4° С. Свое название Б. к. получил от белого кварцита — одной из главных пород, слагающих таганайские вершины. Дно источника, покрытое осколками кварцита, словно источает свет, что придает ему особую прелесть. В некоторых литературных источниках начала XX в. встречаются упоминания о том, что тогда Б. к. назывался Святым ключом, и на поляне неподалеку от него одно время даже был установлен деревянный крест. В начале XX в. на поляне близ Б. к. Уральским обществом любителей естествознания (УОЛЕ) была построена изба-балаган для туристов и нанесены знаки краской на камнях. В это время вся поляна была окружена большими старыми пихтами. Позднее пихты были вырублены лесозаготовителями, и в настоящее время Б. к. окружают заросли ольхи, рябины и др. лиственных деревьев. Б. к. — одно из любимейших мест отдыха многочисленных туристов. Он расположен на верхней тропе, идущей от р. Большая Тесьма по восточному склону Двуглавой сопки и далее к Откликному гребню и Круглице. Прямо от Б. к. вверх идет прямая тропа на южную вершину Двуглавой сопки. Б. к. — памятник природы. Н. Косиков, А. Козлов. (1-й том).
БЕЛЯЕВ Михаил Вениаминович (1922, Тамбов) — художник прикладного искусства, керамист, член Союза художников Белоруссии. С детских лет жил в Златоусте, где окончил среднюю школу № 22 и поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ). Дипломная работа — керамическое панно «Рыбаки Крыма». В 1950 — 1962 гг. — преподаватель Львовского института прикладного искусства. С 1954 года — участник выставок. Среди его работ: кофейный сервиз «Лесные звери» (1953, фарфор), декоративные блюда по мотивам повести И. Я. Франко «Захар Беркут» (1954, фарфор), серия орнаментальных блюд (1960, фаянс), статуэтки «Рысь», «Зубр», «Олененок» (1960 — 1963, фарфор, майолика), кашпо (майолика), «Материнство» (глазурь) и др. С 1962 г. — в Белорусском театрально-художественном институте. В. Чабаненко. (2 том)