Златоуст, 6-го октября [1894 года. — Сост.]. Сегодня, в 9 часов утра, в г. Златоусте состоялось торжественное освящение Преосвященным Дионисием Епископом Уфимским и Мензелинским вновь сооруженного каменного храма, в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Храм этот построен между Ветлужской и Малковой частями г. Златоуста, при чем за удалением этих частей от центра города и ближайшего собора от одной до 2,5 верст, представляет собою осуществление заветной мечты и весьма радостного события для местных жителей православных христиан. Не менее 15-ти лет местные жители прилагали все усилия к постройке этого храма, стоящего около 12 тысяч рублей, но за скудостию средств — ничего поделать не могли. С уверенностию можно сказать, что долго пришлось бы ждать Ветлужанам окончания начатой постройки за скудостию и неимением средств, Но Бог да добрые люди — выручили.
Церковь Святых Апостолов Петра и Павла в городе Златоусте была заложена 29 августа 1870 г. «тщанием прихожан». Она располагалась в нижнезаводской части города и находилась на месте современного ДК «Металлург». Восьмого ноября 1875 года церковь была освящена. В 1904 году к ней был пристроен придел с южной стороны во имя святой Вели комученицы Варвары, а в 1908 году — пристроен придел с северной стороны во имя Святых Жен Мироносиц.
Богослужения в Свято-Троицком соборе продолжались в течение 86 лет, до начала января 1929 года. В конце 1928 года в Златоусте широко развернулась антирелигиозная кампания, и вполне понятно, что главным образом она была направлена против основного христианского храма Златоуста — Свято-Троицкого собора. Местная газета «Пролетарская мысль» чуть ли не в каждом номере печатала резолюции собраний и отдельные письма, призывающие закрыть собор. Златоустовский окружком ВКП (б) обратился с просьбой о закрытии собора в вышестоящие инстанции. Малый президиум Уральского облисполкома 28 января 1929 года постановил: «Ходатайство Златоустовского окружкома о закрытии собора и использовании здания для культурно-просветительских целей удовлетворить». Так в начале 1929 года прекратились службы в СвятоТроицком соборе и навек умолк малиновый звон его колоколов.
О священниках, отправлявших службы в Свято-Троицком соборе, сегодня известно совсем немного. Вот фамилии протоиереев собора (в скобках — даты службы в соборе): Илья Петрович Попов (1827–1849), Алексей Петрович Боголюбов (1849–1865), Василий Николаевич Переберин (1873–1877), Стефан Васильевич Яхонтов (1872–1895), Стефан Яковлевич Комаров (1895 — не ранее 1904), Николай Александрович Страхов (по данным 1914). В своей книге о соборе В. Е. Боков пишет: «Автор настоящего описания помнит службу, совершаемую в конце 50 годов прошлого столетия протоиереем Алексеем Боголюбовым, священником Василием Перебериным_ в середине 60 и 70 годах — протоиерея Стефана Яхонтова, проповедника и миссионера. Ныне (1904 год. — А.К.) с душевным благоговением слышим службу маститого и украшенного сединами престарелого протоиерея Стефана Яковлевича Комарова, прослужившего в церквах Златоустовского завода 56 лет. За свою отличноусердную службу протоиерей награжден многими высшими знаками отличия, за последнее время получил <...> орден Владимира 3 степени».
Свято-Троицкий собор привлекал внимание многих известных российских деятелей, посещавших Златоуст в разные годы. Начать здесь, пожалуй, можно с великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, который останавливался в Златоусте 7–9 июня 1837 года во время своего длительного путешествия по России. Наследника российского престола сопровождал его наставник, известный русский поэт Василий Андреевич Жуковский. На одном из карандашных рисунков поэта, где изображена площадь в Златоусте перед домом горного начальника, почти у самого левого края видны довольно высокие строительные леса. Нетрудно догадаться, что это изображено строительство собора, который летом 1837 года был доведен до его верхней части. Очевидно, что среди прочего цесаревич не преминул познакомиться и с тем, как идет сооружение храма.
К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии внутреннего убранства Собора. И сегодня его характер можно представить только по немногочисленным свидетельствам людей, видевших Свято-Троицкий собор во всем его великолепии.
Вот несколько суховатое описание М. В. Бурдукова, позаимствованное из его рукописи «Город Златоуст Уфимской губернии в географическом, историческом, промышленном и бытовом отношениях» (1896 г.): «Купол и стены внутри храма расписаны: первый — клеевыми, и последние масляными красками; на стенах, колоннах и оконных простенках (в куполе) помещены изображения Святых, а также и картины из Евангельской истории, в громадном размере. Пол в храме чугунный, штучный, производства заводов местного горного округа (Саткинский, Кусинский, Златоустовский)».
Сегодня может вызвать некоторое недоумение то, почему же горному начальнику Златоустовских заводов позволили не препятствовать инициативе мастеровых, изъявивших желание выстроить огромнейший храм, мало того — выделили довольно значительные суммы казенных денег на окончание строительства. Но вот что по этому поводу пишет в своей монографии «Города-заводы России» Е. М. Лотарева: «Чем больше заводов объединял округ, чем богаче он был, тем представительнее выглядел его центр. Владельцы горных округов, в том числе и казна (выделено мной.— А. К.), уделяли центру как главной «штаб-квартире», способствующей своим обликом рекламе продукции заводов, наибольшее внимание». В этом плане сооружение большого храма в столице
Между тем с освящением собора дела строительные отнюдь не закончились. Неподалеку от храма было решено выстроить высокую колокольню. И вновь мастеровые и другие нижние чины Златоустовского завода и Оружейной фабрики согласились на то, чтобы в течение двух лет жертвовать на колокольню по 10 копеек с каждого рубля ежемесячного заработка. Правда, в марте 1842 года старообрядцы (а их на Урале, в том числе и на Златоустовском заводе, было в те времена довольно много) обратились к горному начальнику с просьбой не вычитать у них деньги, поскольку они на это своего согласия не давали. На что 24 марта последовало довольно энергичное решение: «Как просители не единоверцы и состоят в поморской секте, как и в
Шестого июня 1842 года, в субботу, накануне Троицы, Преосвященный Иоанникий, Епископ Оренбургский и Уфимский, освятил главный Свято-Троицкий престол вновь построенного златоустовского собора. Вот как рассказывал об этом автор книги «Описание Златоустовского СвятоТроицкого собора» (Уфа, 1904) и действительный член Оренбургской и пермской ученых Архивных комиссий В. Е. Боков: