Война потребовала не только огромных людских и материальных ресурсов, но и больших денежных средств для всестороннего обеспечения Красной Армии и организации военного производства. Источниками финансирования военных расходов стали государственные займы военных лет, денежно-вещёвые лотереи. Златоустовские железнодорожники подписались только на облигации 3-го государственного военного займа на сумму 25,7 млн. рублей.
Успешно проходила реализация Всесоюзной денежно-вещёвой лотереи во всех цехах депо Златоуст. Так, коллектив котельного цеха приобрел билетов на сумму, составившую средний четырехдневный заработок. Волочнев и Серебряков подписались на 150 рублей каждый и всю сумму подписки оплатили наличными деньгами. Лучший бригадир цеха теплой промывки Зимин, взяв 16 билетов лотереи, сказал: «Для укрепления нашей Родины ничего не пожалеем: ни своих средств, ни своей жизни». С большим успехом проходила реализация билетов денежно-вещёвой лотереи среди работников станции Златоуст, транспортно-экспедиционной конторы, пассажирской службы, бухгалтерии отделения службы движения. И таких примеров было много.
Паровозники депо Златоуст ежемесячно отчисляли в народный фонд обороны заработок одной поездки. Так машинист Д. Серебряков, помощник машиниста В. Старостин, кочегар А. Жидяев, сделав рейс от Челябинска до Златоуста с кривоносовской скоростью, сэкономили 2676 килограммов угля, а заработанные 142 рубля 40 копеек внесли в фонд обороны.
От патриотов транспорта каждый день поступали в народный фонд обороны отчисления из заработка, ценные вещи, облигации займов. Так заместитель начальника отделения движения внес в фонд обороны облигации на сумму 950 рублей и серебряный портсигар. Железнодорожники выходили на воскресники, и заработанные деньги также вносили в фонд обороны.
Широкий размах получило движение по сбору средств на боевую технику и вооружение Красной Армии. Так, молодые железнодорожники Купрюшин, Катаев, Мошкин, Абаев и др., подхватив инициативу Челябинского абразивного завода, отчислили первыми на строительство танковой колонны — 1330 рублей, от молодёжи паровозного отделения поступило 500 рублей. Комсомольцы Гудков, Кожевников, Воробьёв и др. одними из первых отчислили на строительство колонны свой однодневный заработок. Комсомольские организации райтрансторгпита, железнодорожного училища и военизированной охраны перевели на текущий счёт строительства танковой колонны 1600 рублей. От комсомольцев депо поступило 1486 руб. Свыше 2000 рублей внесла на строительство танковой колонны молодежь Бердяушского узла.
Златоустовские железнодорожники готовили подарки фронтовикам, сдавали тёплые вещи для бойцов и командиров Красной Армии. На 15 октября 1941 года от железнодорожников Златоустовского узла поступило 28 пар валенок, 48 кг шерсти, 8 полушубков, 109 пар перчаток и варежек, 211 пар шерстяных носков, 8 пар ватных брюк и теплых курток, 35 шапок, 459 овчин и много других вещёй.
Постоянной заботой были окружены семьи железнодорожников-фронтовиков. Домохозяйками в помощь семьям фронтовиков было собрано в сентябре 1944 года 2600 кг картофеля и 600 кг овощей, от коллектива депо поступило 930 кг и от отделения паровозного хозяйства — 200 кг картофеля. Из этого фонда выдано 38 семьям фронтовиков 3000 кг картофеля и 400 кг овощей. В фонд помощи семьям фронтовиков поступило от населения 10000 рублей и в этот же фонд переведено 15000 рублей, заработанных на воскресниках. Денежную помощь получили 20 семей фронтовиков. Нескольким семьям выдано по 1000 рублей на ремонт квартир, кроме того, 15000 рублей выдано 5 семьям фронтовиков на достройку и ремонт домов.
А. Иванова, заведующая Златоустовским архивом.
Из книги «Златоуст — фронту», 1-е изд., 2000 г.
В те дни наша задача состояла в том, чтобы быстрее продвигать поезда. Нужно было дорожить каждой минутой, каждой тонной топлива, каждым рублем, затраченным на ремонт машины. Наша бригада работала по-фронтовому. На подходе к станции я уже готовил паровоз для передачи его напарнику и дальнейшего следования. Передача локомотива в таких случаях сокращалась в пять раз против положенного по норме времени.
Преодолевая трудности военного времени, мы с напарником ездили исключительно по кольцу, В месяц мы делали 25-26 кольцевых рейсов. Нашему примеру следовали и другие машинисты...
М. И. Куприянов, машинист Златоустовского паровозного депо.
Из книги «Тыл — фронту», Челябинск, 1990.
Из докладной записки секретаря обкома ВКП(б) по транспорту (ноябрь 1944 г.)
В депо Златоуст машинист т. Куприянов первым на дороге проявил замечательную инициативу по внедрению метода знатного машиниста страны т. Папавина.
Настойчиво и упорно борясь за удлинение срока службы своего паровоза в целом и отдельных его деталей, машинист т. Куприянов достиг исключительно ценных результатов в работе своего паровоза, накопив опыт, достойный внедрения в практику работы всех паровозных бригад Южно-Уральской железной дороги.
Перед нами трудовая книжка Нины Алексеевны Павловой. Скупые записи говорят о нелегком трудовом пути этой женщины. Вот некоторые из них:
17. XI.1937 г. — принята в паровозное депо Златоуст счетоводом.
1.1.1939 г. — переведена пом. машиниста.
1. X.1941 г. — перемещена на должность машиниста.
31. III.1958 г. — уволена на пенсию по старости.
Поздней осень 1941 года в Златоуст был эвакуирован 1-й Государственный часовой завод им. С. М. Кирова. Основное оборудование завода было размещено в здании Златоустовского драматического театра и в школе № 21 на ул. Ленина (в этом здании и ныне находится главный корпус завода). Некоторые цеха завода разместились в гараже леспромхоза и в здании Златоустовского ликёро-водочного завода. В конце декабря 1941 года часовой завод приступил к выпуску продукции.
В 1942 году часовой завод перешёл в подчинение Наркомату миномётного вооружения (значительную долю продукции занимала деталь № 24 — взрыватель для мин) и стал номерным, получив № 834.