ГАНИБЕСОВ Василий Петрович (1902, Миасс — 1943, Нюрнберг) — русский писатель-прозаик, член Союза писателей СССР с 1934 г. С детских лет помогал отцу-смолокуру. После окончания церковно-приходской школы (1914) — смазчик, затем присадчик топоров на Златоустовском заводе. В 16 лет создал первую на заводе комсомольскую ячейку и был ее секретарем. Находился в златоустовском подполье, сидел в тюрьме, воевал с белогвардейцами на Южном Урале. Летом 1919 г. возглавлял профсоюз химиков в Миассе, с 1921 г. — председатель правления Челябинского губернского отдела химиков, заведующий губернской биржей труда. Мобилизованный по партийному призыву в Красную Армию, был на политической работе: политрук батареи, комиссар кавалерийского эскадрона, ответственный секретарь 32-го стрелкового полка в Вологде, Новгороде, Ленинграде, в редакции окружной газеты, руководил комсомольскими организациями воинских частей в Политуправлении округа. С 1929 г. жил в Ленинграде. Один из создателей Ленинградско-Балтийского отделения ЛОКАФ (литературное объединение Красной Армии и флота), редактор журнала «Залп», секретарь Ленинградской партячейки ЛОКАФ. В 1933 — 38 гг. как 25-тысячник, возглавлял парторганизацию золотоприиска Шахтома в Читинской области. Здесь закончил роман «Старатели». Первое литературное произведение — повесть «Эскадрон комиссаров» (1931) выдержало несколько изданий. В Чите опубликовал серию очерков и рассказов: «Разговор под самолетом», «Кошара», «Наши», «Песня Гуда». С первого дня войны — на фронте. Был тяжело ранен под Смоленском. После госпиталя — в армейской газете. Между Вязьмой и Гжатском попал с группой бойцов в окружение. Заключен в Нюрнбергский концлагерь, где был замучен фашистами. Только в 1948 г. в журнале «Октябрь» был опубликован роман «Старатели», вышедший отдельно в Москве (1950), Челябинске (1950, 1958), Чите (1950), Магадане (1952), Ленинграде (1963). В журнале «Звезда» в 1959 г. впервые вышла повесть «Человек и ветер». В. Чабаненко. (1-й том).
Ганит (цинковая шпинель) — назван в честь шведского химика Й. Г. Гана (1745—1818).
ГАРГАЛО Борис Николаевич заслуженный рационализатор РСФСР (РФ), 1992. Приложения ЗЭ (2-й том).
ГАРГАЛО Борис Николаевич (1924, Кыштым Челябинской обл.) — инженер-конструктор, заслуженный рационализатор РФ (1992), лауреат городской премии им. П. П. Аносова (1995). Начал работать в январе 1942 г. слесарем на машиностроительном заводе. В ноябре того же года призван в армию, окончил Смоленское артиллерийское училище, во время Великой Отечественной войны участвовал в боях на территории Украины, Венгрии, Германии. После демобилизации в 1949 г. работал в завкоме профсоюза завода им. В. И. Ленина, с 1950 г. — конструктор на машиностроительном заводе. В 1953 — 1956 гг. — на освоении целины в Кустанайской обл. После возвращения с целины — на Златоустовском металлургическом заводе: инженер-конструктор бюро механизации, начальник бюро модернизации металлургического оборудования и по совместительству преподаватель металлургического техникума. В 1962 г. окончил Челябинский политехнический институт. С января 1973 г. — начальник конструкторского бюро адъюстажного оборудования проектно-конструкторского отдела завода, с 1984 г. — начальник бюро оборудования основных и вспомогательных цехов. Имеет авторские свидетельства на изобретения и более 70 свидетельств о внедрении рационализаторских предложений. Награжден орденами Отечественной войны I ст., Красной Звезды, медалями. Участник ВДНХ СССР (1970). С. Костюшева. (2 том)
ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Георгиевич (1852, Петербург, — 1906) — русский писатель, видный инженер-путеец. Родился в семье офицера. После окончания Петербургского института инженеров путей сообщения (1877) направлен инженером на строительство Бендеро-Галицкой ж. д., соединившей Молдавию с Болгарией. Был одним из первых русских инженеров, работавших в Болгарии после освобождения ее от османского владычества. Позднее работал на строительстве, Батумской, Либаво-Роменской, Жабинско-Пинской, Самаро-Уфимской ж. д. С наибольшей силой талант инженера Михайловского раскрылся во время строительства Уфа-Златоустовской ж. д. (1888 — 1890), где он проводил изыскательские работы и был начальником 9-го строительного участка. Результатом изысканий явился вариант, дававший колоссальную экономию, и с января 1888 г. Г. — М. приступил к реализации своего варианта дороги в качестве начальника участка. 8 сентября 1890 г. Г. — М. выступил на торжествах в Златоусте по случаю прибытия сюда первого поезда, Во время строительства Уфа-Златоустовской ж. д. Г. — М. впервые пробует себя на литературном поприще: в этот период им написаны очерки «Несколько лет в деревне», рассказ «Вариант», сюжетом которого стал подлинный эпизод со строительством туннеля на перевале через Урал в р-не Сулеи, С конца 1890 г. Г. — М. занимается изысканиями на строительстве Златоуст-Челябинской ж. д., а в апреле 1891 г. назначается начальником партии по производству изысканий на Западно-Сибирской ж. д. Здесь им был предложен наиболее оптимальный мостовой переход через Обь (здесь возник поселок, давший начало Новосибирску, жители которого считают Г. М. основателем своего города — в честь этого привокзальная площадь Новосибирская носит имя Н. Г. Гарина-Михайловского«). С апреля 1903 г. Г. — М. — начальник изысканий железнодорожных линий на южном берегу Крыма, в ноябре 1904 г. изыскания были закончены, экспедиция составила 84 варианта трассы, по 22-м из них она провела технико-экономические расчеты. Строительству дороги помешала русско-японская война, но материалы крымских изысканий Г. — М. были использованы во время строительства автодороги Севастополь — Ялта (1972). В память об этом на дороге, на скальном выступе горы Ласпи, установлена мемориальная доска и барельеф с портретом Н. Г. Гарина-Михайловского. Итогом литературного труда Г. — М. явилась его тетралогия: «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893). «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубл. 1907), посвященная судьбам интеллигенции. В. Бухарцев, А. Козлов. (1-й том).
ГАРМОНЬ ПЕВУЧАЯ — сборник лирических песен П. И. Солдатова. Вышел в Златоусте в 1994 г. Тираж 5000 экз., отпечатан в Златоустовской типографии. Первый песенник, вышедший в Златоусте. В сборнике 20 песен на слова автора и златоустовских поэтов. А. Козлов. (2 том)
ГАРНИЦКАЯ Алия Исламовна журналист, сотрудник газеты «Златоустовский рабочий». Автор «Златоустовской энциклопедии» (1-е изд.), член Союза журналистов, 1973. Приложения ЗЭ (2-й том).
ГАРТЕВЕЛЬД Вильгельм Наполеонович (1859, Стокгольм — 1928, там же) — русский композитор и дирижер, фольклорист-музыковед. В 1910 г., работая над книгой «Каторга и бродяги Сибири» (вышла в «Исторической библиотеке» изд-ва «Дело» в 1912 г. в Москве), приезжал в Златоуст. Живя в городе, записывал «каторжный» фольклор, выступал с концертами-лекциями. Особенно популярностью пользовался «Кандальный марш» в его обработке и нотографии. Преследуемый царским правительством за свое необычное увлечение, вынужден был эмигрировать. В. Чабаненко. (1-й том).