ЗЛАТОУСТА ПИК — одна из вершин Памира, расположенная в р-не пика Революции над перевалом Абдукагор (хребет Академии наук). Названа в честь родного города златоустовскими альпинистами, покорившими эту вершину в 1967 г. А. Козлов. (1-й том).
ЗЛАТОУСТМЕТАЛЛУРГСТРОЙ — арендное государственное производственное проектно-строительное объединение (АГ ППСО «ЗМС»). Во второй половине 1941 г. в Златоуст из Харькова был эвакуирован строительный трест «Южтяжстрой», занимавшийся строительством объектов тяжелой промышленности в южных областях Украины. В 1941 — 1945 гг. трест именовался особой строительно-монтажной частью (ОСМЧ) «Южтяжстрой», вел строительные работы на златоустовском метзаводе, в Юрюзани. В 1944 г. в Запорожье был возвращен трест «Запорожстрой», в связи с чем «Южтяжстрою» было передано строительство в Чебаркуле и Аше, а с 1946 г. в состав треста вошли, строительные подразделения Златоустовского рудоуправления и Саткинского завода «Магнезит». С 1947 г. трест получил название «Златоустметаллургстальстрой», что было связано с организацией треста «Южтяжстрой» в Харькове и большим объемом строительных работ на Златоустовском металлургическом заводе. В 1951 г. тресту передано строительство Бакальского рудника, в связи с чем изменено его наименование на «Златоустметаллургрудстрой», в 1952 г. из треста выделен новый трест «Южметаллургстрой» для ведения строительства в Сатке и Бакале, а название основного треста изменено на современное — «Златоустметаллургстрой». В этот период ЗМС вел строительные работы в Златоусте, Миньяре, Аше и Чебаркуле. В 1957 г. Чебаркульская площадка отошла к тресту «Автострой», а тресту ЗМС в 1958 г. передана Катав-Ивановская площадка, а в 1959 г. — строительство на Уржумке. С 1966 г. Уржумка переходит к тресту «Автострой», а с 1977 г. к тресту «Южу-ралметаллургстрой» отошли от ЗМС Ашинское, Миньярское и Симское стройуправления. Со 2-го октября 1990 г. трест «ЗМС» был преобразован в арендное государственное производственное проектно-строительное объединение. «Златоустметаллургстроем» построено много объектов жилищного и социально-культурного назначения (школы, кинотеатры, детсады, больницы) в целом ряде городов горнозаводской зоны Челябинской области (Златоуст, Аша, Миньяр, Сим, Куса, Юрюзань, Катав-Ивановск, Усть-Катав, пос. Магнитка). «ЗМС» обеспечивал наращивание мощностей Златоустовского и Ашинского металлургических заводов, Миньярского метизно-металлургического завода и целого ряда других предприятий. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны коллективу предприятия передано на вечное хранение переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. А. Либерман. (1-й том).
ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГРАВЮРА НА СТАЛИ — книга искусствоведа М. Д. Глинкина. Издана в 1967 г. Южно-Уральским книжным издательством по заказу завода им. В. И. Ленина. Содержит исторический очерк развития гравюры от ее возникновения в 1815 г. до начала 1960-х годов, биографические справки мастеров гравюры, каталог произведений, хранящихся в Зла-тоустовском краеведческом музее, иллюстрации. Автор впервые дал научную периодизацию развития самобытного искусства, анализ способов и приемов украшения металла, открыл читателям на основании изучения первоисточников — архивных документов — многие десятки имен выдающихся златоустовских художников, клинковых кузнецов, полировщиков, гальванопластов и других мастеров, принимавших участие в украшении холодного оружия и бытовых изделий. Уникальное исследование М. Д. Глинкина, несмотря на сравнительно небольшой объем (128 стр. с иллюстрациями, выполненными фотографом П. А. Душиным), продолжает оставаться документальной основой для многих статей, очерков и других позднейших публикаций по истории златоустовской гравюры. Н. Косиков. (1-й том).
ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ГРАВЮРА НА СТАЛИ — своеобразный и редкий вид прикладного искусства, родилась как искусство украшения клинков на открытой в декабре 1815 г. в Златоусте Оружейной фабрике. Первыми художниками-оружейниками были одни из лучших мастеров Золингена — отец и сын Шафы, которые до начала 1818 года являлись единственными мастерами вытравки и позолоты клинков на фабрике. С 1818 г. все оружие украшалось русскими художниками. В течение двух-трех лет в Златоусте сложился особый стиль украшения клинков, не похожий на золингеновский, что отмечали сами Шафы. Работы 1820 — 1830-х годов — начало возникновения златоустовского стиля украшения оружия. Клинки этого периода отмечены печатью высокого мастерства. Для этих работ характерны сложные сюжетные композиции на оружии. Лучшими образцами этого периода являются работы И. Н. Бушуева, вершина творчества которого — «Древнее вооружение». формирование стиля, характерного для второй половины XIX в. проходило гораздо медленнее и с большим трудом. На него наложило свой отпечаток модное увлечение странами Востока и стремление сделать гравюру доступной более широким слоям населения. В этот период, наряду с оружием, появились и первые украшенные бытовые вещи. Трудности в развитии гравюры в этот период связаны с тем, что в 1834 г. по распоряжению петербургского начальства цех украшенного оружия был временно закрыт, украшенного оружия разрешалось готовить не более 40 — 50 штук в год, а художники переведены на рисовку и, вытравку надписей на штатном оружии. Оживление началось только после реформы 1861 г. Искусство второй половины XIX в. — это, в основном, искусство орнамента. Оружие украшалось стилизованным растительным орнаментом, выполненным в различной технике: вытравка и золочение, просечные работы, насечка золотом и серебром. В насечных и ажурных клинках мастера добились единства формы предмета и украшения. Выработался этот стиль в результате глубокого изучения многих технических приемов, применявшихся в различных центрах художественной обработки металла. В этот период работали художники: М. Л. Мешалкин, С. К. Недорезков, В. А. Кисе лев, Л. Д. Варламов, Г. Л. Зайцев, В. Н. Костромин, Агарковы. Начиная с 1929 г. оружие, украшенное в технике гравюры на стали, стало экспонироваться на выставках, но особенную славу ему принесли отечественные и зарубежные выставки, проходившие в 1850 — 1890-х годах. Резко изменилось содержание гравюры в советский период. Основой производства стали бытовые вещи. Это объяснялось еще и тем, что холодное оружие вытеснялось огнестрельным. В 1920 — 1930-е годы, в основном, украшали декоративные топорики, ножи для бумаги, столовые приборы, именное подарочное оружие. Эпоха революционных потрясений наложила сильный отпечаток на характер украшения. На смену орнаменту пришли индустриальные пейзажи, портреты вождей. Ведущие художники этого периода: Д. Е. Яковлев, Н. ф. Морозов. Конец 1950-х и 1960-е годы характеризуются поисками новых форм гравюры. Появляются стаканчики, блокноты, приборы для вина, шкатулки. Г. М. Берсенев вернул в гравюру орнамент, А. И. Боронников, А. И. Кузьмичев, Г. В. Драгун, Л. Н. Валиев использовали для украшения изделий уральские пейзажи, охотничьи сюжеты. К сожалению, в серийное производство шел ограниченный ассортимент — ножи для бумаги, вешалки, рамки для фотографий, пластины. В 1970 — 1980-е годы основу выпускаемых изделий составили настенные панно и подносы. Ведущие авторы — М. Антипов, В. Тарынин, О. Аверкин, Н. Лохтачева, А. Богачев — украшали свои изделия уральскими мотивами, орнаментами. В настоящее время (1992 — 1993 гг.) работы златоустовских мастеров вышли на международный рынок, участвуют в выставках за рубежом и в России. Кроме ПО «Булат» художественной обработкой металла занимаются мастерские «ЛиК», «Практика», «Формула». Работы художника мастерской «ЛиК» Н. Лохтачевой за последние два года побывали во всех концах света. Е. Ковина. (1-й том).
ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (ЗИ) — индекс марок сталей и сплавов, присваиваемый приоритетной продукции Златоустовского металлургического завода, начиная с конца 1950-х годов. Каталог химических составов сталей и сплавов с индексом «ЗИ» содержит 133 марки (1992 г.). Происхождение этих марок различное: одни предложены различными НИИ и крупными предприятиями, другие разработаны или только специалистами ЗМЗ или с их участием. Половина освоенных марок «ЗИ» — это нержавеющие стали с повышенной стойкостью к различным реагентам. К сталям и сплавам специального назначения (с кобальтом, медью и др. элементами) относятся 32 марки, 13 марок — это новые штамповые стали, 11 — — высокопроизводительные инструментальные стали и сплавы, 12 — спецстали для сварочных работ в судостроении, приборостроении и трубопроводном транспорте. Среди 800 марок товарной стали и сплавов, на которые к концу 1992 г. ЗМЗ имел техдокументацию и практический опыт выпуска, стали и сплавы с индексом «ЗИ» занимают более 15 %. Г. Хасин. (1-й том).
ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ЛЕСНАЯ ДАЧА — наименование лесных массивов, отнесенных в XIX — нач. XX в. к Златоустовскому заводу. В состав Златоустовской лесной дачи входили все леса нынешних лесничеств: Городского, Таганайского, Златоустовского, Кувашинского и Семибратского. В 1925 г. в период первого после революции лесоустройства Златоустовская лесная дача была разукрупнена на несколько более мелких лесных дач: — Златоустовскую (Городское, Златоустовское и часть Таганайского лесничества); — Кувашинскую (Кувашинское лесничество и нынешние совхозные леса); — Таганайскую (Таганайское лесничество в старых границах); — Семибратскую (Семибратское и Веселовское лесничества). В 1937 — 1940 гг. лесные дачи были упразднены и вместо них были созданы лесничества. В довоенное время вокруг Златоуста были выделены небольшие лесные участки, относящиеся к лесам местного значения и находившиеся в ведении города. Все остальные леса являлись государственными и хозяйство в них велось под руководством лесничеств. П. Малков. (1-й том).
ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 24 июня — 13 июля 1919 г. — первая крупная операция 5-й Армии (командарм — М. Н. Тухачевский) Восточного фронта по освобождению Южного Урала. В ходе наступления 5-я армия форсировала р. Уфу и, стремительно преодолев Уральские горы, силами 26-й и 27-й стрелковых дивизий вышла в тыл колчаковских войск на Уфимском плоскогорье, разгромив группировку Западной армии белых. Впереди лежал Златоуст — ключ к равнинам Сибири. Железнодорожную магистраль Уфа — Златоуст прикрывали части белых: корпус Каппеля и 8-я Камская дивизии, западнее города — резервный корпус Войцеховского. Главный удар командарм М. Н. Тухачевский нанес по слабому Уральскому корпусу вдоль реки Юрюзань и Бирского тракта, вспомогательный — в центре оперативного построения армии вдоль железной дороги. Действия ударных группировок обеспечивались: с севера 35-й стрелковой дивизией, с юга — 24-й. 20 июня начала наступление правофланговая 24-я стрелковая дивизия: по горным дорогам и тропам в направлении Белорецка и станции Юрюзань. Вдоль «железки» теснили колчаковцев 3-я бригада 26-й стрелковой дивизии и кавбригада И. Д. Каширина. За трое суток по бездорожью, без остановок ночью для сна, продвинулись на 120 км и вышли к деревне Насибаш две бригады 26-й стрелковой: преодолели горные перевалы, шли по дну реки по пояс в воде, неся на руках легкие орудия и пулеметы. Прорыв 26-й и 27-й стрелковых дивизий в глубокий тыл Западной армии белых уже на седьмой день операции способствовал перерастанию тактической внезапности в оперативную. 5 июля белогвардейцы пытались остановить продвижение частей 5-й армии к Златоусту на Уфимском плоскогорье, но им был нанесен мощный удар в районе селения Леузы и 8 июня противник по всему фронту отошел за реку Ай. 11 июля части 35-й, 27-й и 26-й стрелковых дивизий перешли в общее наступление, разгромили введенную с хода в бой Ижевскую бригаду белых и 13 июля освободили Златоуст. Около 30 бойцов и командиров отличившихся полков и бригад 24-й, 26-й и 27-й стрелковых бригад были отмечены орденами Красного Знамени, а 26-я стрелковая дивизия удостоена наименования Златоустовской. В. Чабаненко. (1-й том).
ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ (ЗОСХР) — творческое общественное объединение златоустовских художников. Решением секретариата Союза художников РФ от 9 марта 1995 г. получило самостоятельность в решении всех своих вопросов. ЗОСХР независимо от Челябинской областной организации СХ РФ планирует издательскую и рекламную деятельность, творческую и производственную жизнь, расширяет и углубляет межрегиональные и международные контакты, обеспечивает защиту социально-экономических прав и интересов своих членов. Председатель ЗОСХР — живописец В. И. Зозуля (1996). В наст. время (1996) ЗОСХР объединяет 14 членов Союза художников России: живописцев, графиков, скульпторов, граверов. ЗОСХР располагает творческими мастерскими, расположенными на ул. Тургенева и Шишкина (Новый Златоуст), ул. Ленина. В творческом коллективе ЗОСХР 6 лауреатов городской премии им. И. Н. Бушуева, 2 почетных гражданина Златоуста (живописец Ю. П. Азеев и скульптор В. П. Жариков). В. Чабаненко. (2 том)