МАЛЫЙ ТАГАНАЙ — восточный хребет Таганайского горного массива. Начинается от северо-восточной окраины гор. Златоуста. Общая длина ок. 11 км. Простирается с ЮЮЗ на ССВ. Наивысшая точка — северная вершина (1033 м; 55°19,1’ с. ш., 59°51,7’ в. д.). Южная и северная части хребта — возвышенные скалистые гребни, на западных склонах которых — курумники. Центральная часть — высокогорное плато, поросшее еловым и березовым лесом. В верхней трети хребта — альпийские луга, заросли горца альпийского. Восточный склон спускается в долину р. Малой Тесьмы. На юге хребет продолжается горой Сорочьей, на севере — г. Ицыл. Сложен кварцитами, кристаллическими и слюдистыми сланцами. По некоторым источникам в южной части хребта в XVIII в. находились серебряные рудники. А. Козлов. (2 том)
МАЛЫХ Геннадий Степанович лауреат премии Совета Министров СССР,1974. Приложения ЗЭ (2-й том).
МАЛЫХ Геннадий Степанович (1938, д. Адом Белязинского р-на Удмуртской АССР) — электросварщик, лауреат премии Совета Министров СССР (1974). После службы в армии приехал в Златоуст и поступил разнорабочим на завод металлоконструкций. Окончил курсы ручной электродуговой сварки в г. Свердловске, вернулся на завод. Закончил трудовой путь на заводе в 1993 г. электросварщиком 5-го разряда. Премией СМ СССР награжден за участие во внедрении специализированного производства стальных оконных панелей для производственных зданий. Награжден орденом «Знак Почета» (1973), медалями. И. Федосеенко. (2 том)
МАЛЫШ — легчайший самолет мира (около 100 кг веса) конструкции Л. А. Комарова, построенный в 1963 — 1964 гг. членами авиакружка златоустовского Дворца пионеров. Имел двигатель мощностью 30 л. с., скорость горизонтального полета 130 км/час, расчетную высоту 3500 м. Первый полет совершил над городским прудом 13 апреля 1964 г., а всего за более чем 800 полетов налетал 240 часов. Известный авиаконструктор О. К. Антонов отметил в письме Л. А. Комарову: «Без всяких скидок можно сказать — создание такого самолета — большая творческая удача не только для вас, но и для любого конструктора. Приятно сознавать, что ряд легчайших самолетов мира пополнился еще одной удачной конструкцией». «М.» вызвал интерес у специалистов Чехословакии, Польши, США, Англии, Франции, Японии. А. Козлов. (2 том)
МАЛЫШЕВ Иван Михайлович (1889, пос. Верхотурье Пермской губ. — 1918, ст. Тундуш Златоустовского уезда) — участник революционного движения и гражданской войны. Член РСДРП с 1905 г. До революции работал учителем. В 1917 г. председатель временного Екатеринбургского комитета РСДРП (б). В 1918 г. председатель Уральского обкома РКП (б), член облисполкома Совета Урала и комиссар труда Уральской области. В мае-июне 1918 г. военный комиссар Златоуст — Челябинского фронта и командующий фронтом. 22 июня 1918 г. руководил подавлением антисоветского восстания в Кусе. 23 июня его штабной поезд попал в засаду, устроенную эсеровским партизанским отрядом на ст. Тундуш, и М. был убит. В 1920 г. останки М. были перенесены в братскую могилу в городском саду г. Златоуста. Его именем названа одна из центральных улиц г. Екатеринбурга и улица в Златоусте. Памятники М. установлены в Екатеринбурге и на ст. Тундуш. Ю. Окунцов. (2 том)
МАЛЫШЕВ Константин Александрович — лауреат пр. Аносова АН. ВВЧ-07.04.02
МАЛЫШЕВ Сергей Иванович лауреат Государственной премии СССР.1943. Приложения ЗЭ (2-й том).
МАЛЫШЕВ Сергей Иванович (1906, с. Большое Грибово ныне Можайского района Московской обл.) — инженер-металлург, лауреат Ленинской (1962) и Государственной премии СССР (1943). В 1928 г. окончил рабфак при Московском институте народного хозяйства и Горной академии, в 1932 г. — Московский институт стали, получив назначение на Златоустовский металлургический завод. В годы Великой Отечественной войны — начальник мартеновского цеха № 1 ЗМЗ. За разработку и внедрение в производство новой технологии выплавки электросталей в мартеновских печах удостоен Государственной премии СССР. В 1949 г., будучи главным инженером ЗМЗ, получил авторское свидетельство на изобретение способа кладки стен и пода сталеплавильных печей из магнезитового и хромомагнезитового кирпича. В 1949 — 1951 и в 1953 — 1957 гг. — в КНР, в 1951 — 1953 гг. — в ЧССР, в 1957 — 1962 гг. — главный инженер Руставского металлургического комбината (Ленинская премия за участие в механизации и автоматизации трубопрокатного агрегата «400»). Был главным инженером Бхилайского комбината в Индии, работал в Румынии. В. Чабаненко, С. Костюшева. (2 том)