МЫТНИК ПЛОТНЫЙ (мытник густоцветковый, вшивица) — многолетнее травянистое растение сем. норичниковых высотой 25 — 50 см. Прикорневые листья на длинных черешках, голые, ланцетные, перисто-рассеченные на сегменты. Стеблевые листья менее рассеченные, кверху уменьшаются. Цветки в плотном соцветии, венчик желтый, коробочка косояйцевидная. Цветет в июне-июле. Растет на влажных лугах в горно-лесном и подгольцовом поясах. На Южном Урале — реликт, отмечен в верховьях Ая. Из 13 видов мытника в Челябинской области м. п. встречается реже других. Нуждается в охране, включен в Красную книгу Башкортостана. К. Макарова, В. Макаров. (2 том)
МЫШЛЯЙ — горы на западной окраине Златоуста, севернее ж. д. ст. Аносово. Высота от 490 м на юге, до 630 м на севере. Вытянуты почти точно по меридиану с юга на север, протяженность более 3,5 км. В центральной части — скалистые останцы гребнеобразной формы, возвышающиеся над лесом на 15 — 20 м. С востока, юга и запада эти горы огибает р. Ай, по правому берегу которой проходит линия железной дороги. В южной части — каменные карьеры. На Мышляе в начале XX в. часто проходили нелегальные маевки. Происхождение названия неясно. А. Козлов. (2 том)
Мясокомбинат — акционерное общество закрытого типа «Синклос» (с 29 января 1993 г.). История комбината началась с октября 1935 г., когда колбасный цех на ул. Нагорной в Бутыловке выпустил свою первую продукцию. Забой скота производился на старой бойне в р-не Закаменки. В 1936 г. планировалось произвести 685 т мяса, 214 т колбас и 70 т технических жиров. Все операции выполнялись вручную. В годы Великой Отечественной войны, кроме мясной продукции, производили меховую обувь, телогрейки, рукавицы, шапки-ушанки и некоторые лекарственные препараты. С 1954 г. началась подготовка к строительству мясокомбината в Новом Златоусте. В 1957 — 1995 гг. построены и реконструированы: колбасный, мясожировой, компрессорный цех, холодильные камеры, котельная, административные и подсобные службы, жилые дома. Установлено новое технологическое оборудование, что позволило значительно увеличить выпуск продукции, но мощность комбината из-за экономических трудностей используется не полностью. Ежедневно «Синклос» выпускает (1995) более 30 видов продукции, а общее число сертифицированных изделий (разрешенных к выпуску) — 78. Продукция экспонировалась на выставках АГРО-94 и АГРО-95, отмечена призовыми местами и дипломами за высокое качество, пользуется спросом на оптовых ярмарках и в розничной продаже. Н. Косиков. (2 том)
Мясокомбинат — акционерное общество закрытого типа «Синклос» (с 29 января 1993 г.). В ст. Предприятия пищевой промышленности. 2-й том.
Н8 — первый отечественный восьмиосный электровоз постоянного тока, опытные образцы которого испытывались в локомотивном депо ст. Златоуст. В 1944 г., когда были начаты работы по электрификации участка Кропачево — Златоуст — Челябинск, американская фирма «Дженерал Электрик» по заказу Центрального управления электрификации НКПС СССР разработала проект восьмиосного грузового электровоза постоянного тока, предназначенного для эксплуатации на горных участках Южно-Уральской ж. д. В 1947 — 1948 гг. было изготовлено 20 локомотивов, которым МПС СССР присвоило обозначение серии А. Однако решением правительства США был наложен запрет на поставку этих электровозов в СССР и фирма «Дженерал Электрик» передала их на железные дороги Северной Америки, где они долгие годы эксплуатировались. В 1949 г. было принято решение о разработке мощного отечественного электровоза. В 1952 г. Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) приступил к проектированию нового локомотива (руководитель проекта — главный конструктор завода Б. В. Суслов), а уже в марте 1953 г. был изготовлен опытный образец мощного восьмиосного электровоза Н8 001. Серия Н8 означала: новочеркасский восьмиосный. Испытания и опытная эксплуатация этого локомотива проходили на Златоустовском отделении ЮУЖД с июля 1953 г. по февраль 1954 г. По результатам испытаний в конструкцию электровоза были внесены изменения и завод изготовил опытную партию из семи электровозов Н8-002 — Н8-008, которая поступила в локомотивное депо Златоуст. В ходе опытной эксплуатации (1953 — 1956) работниками депо Златоуст, конструкторами НЭВЗ и учеными ЦНИИ МПС было внесено около 400 предложений по усовершенствованию отдельных узлов электровоза Н8. Значительный вклад в работы по улучшению конструкции электровоза и разработку нормативных документов внесли инженеры депо Златоуст А. Б. Дашкевич, Л. А. Колокольников, А. И. Откидач, В. К. Полулех, Н. Г. Сухощавин, А. М. Хрипунов, машинисты-инструкторы П. И. Панченко, В. И. Сафронов. Ремонтные и эксплуатационные испытания Н8, проведенные в Златоусте, легли в основу создания памятки по вождению поездов и технологических карт по ремонту. С 1956 г. НЭВЗ начал серийный выпуск нового электровоза. В 1958 — 1959 гг. все электровозы ВЛ 22М были заменены в депо Златоуст на новые Н8 мощностью 4160 кВт, что позволило увеличить вес поезда с 2200 т до 3200 т (на 45%) и скорость движения по участку Кропачево — Златоуст — Челябинск — на 20%. Электровозы серии Н8 эксплуатировались в депо Златоуст до 1970 г., когда были заменены более мощными локомотивами серии ВЛ10. До 1961 г. Н8 были самыми мощными в СССР электровозами. В 1963 г. они получили новое обозначение серии — ВЛ8, а выпускались до 1967 г. включительно. Опытный образец Н8-001 работал на Южно-Уральской, Восточно-Сибирской, московской и Закавказской железных дорогах и был списан в 1985 г. А. Козлов. (2 том)
НА ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА: ВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ЗЛАТОУСТОВСКОГО ЗАВОДА С 1811 ПО 1945 гг.> — книга инженера А. А. Чепурова, рассказывающая о военной продукции Златоустовского завода за более чем вековой период. В ее основу легли многочисленные архивные документы, воспоминания ветеранов завода. Приведены ценные сведения по истории зарождения и развития военного производства на заводе. Тираж 100 экз., отпечатана в 1993 г. в типографии АО «Булат». С. Куликовских. (2 том)
НА ПУТЯХ К ПОБЕДАМ — сборник очерков журналистов ежедневной городской газеты «Златоустовский комсомолец». Имеет характерный для своего времени подзаголовок: «Опыт Златоустовского комсомола в борьбе за промфинплан», рубрику «Очерки комсомольского опыта». Издан горкомом ВЛКСМ в 1931 году под редакцией С. Колосницына и С. Мазина, объем сборника 68 стр. В. Чабаненко. (2 том)
НАГУЛО Анатолий Никитович (1936, Малийко Репкинского р-на Черниговской обл., Украина — 1997, Златоуст) — ученый-машиностроитель, кандидат технических наук (1975), доцент (1978). Жил в селе Карьерском Чесменского района, где окончил среднюю школу. В Златоуст приехал в 1967 году выпускником Челябинского политехнического института. С тех пор — на преподавательской работе в ЗФ ЧПИ (ЧГТУ): ассистент, старший преподаватель, доцент, декан факультета. В течение 15 лет был директором ЗФ ЧПИ (ЧГТУ). Автор более 50 научных статей, учебно-методических пособий: «Проектирование и расчет элементов автоматизации в машиностроении» (1987), «Расчет и конструирование элементов контрольно-измерительных устройств» (1988). Кандидатская защищена по теме: «Исследование и усовершенствование технологического процесса фрезерования глубоких пазов дисковыми фрезами». Награжден знаком «Отличник высшей школы» (1986). В. Чабаненко. (2 том)