БЫЧКОВ Павел Яковлевич (1889. Миньяр) — заведующий Златоустовскими заводами с декабря 1921 г. по 25 августа 1924 г. В 1904 г. окончил Миньярское начальное училище. Трудовую деятельность начал на Миньярском заводе, где работал рассыльным, учеником в механическом цехе, помощником машиниста на паровом двигателе. Начиная с 1905 г. принимал участие в подпольной работе. Член РСДРП (б) с 1912 г. С ноября 1917 г. секретарь, затем председатель Симского окружного Совета. В 1918 — 1919 гг. участник партизанских отрядов против Колчака, С апреля 1919 г. по июнь 1920 г, — управляющий отделением Госконтроля в г. Чаусы Гомельской области. В июне 1920 г. командирован в Белорецк на должность заместителя, позже — заведующего Белорецкими заводами. В декабре 1921 г. назначен заведующим Златоустовскими заводами. С сентября 1924 г. — председатель правления Южно-Уральского треста. Г. Кудряшова. (1-й том).
БЯКОВ Евгений Павлович (1956, Златоуст) — архитектор, член Союза архитекторов (1991). Родился в семье служащих. После окончания в 1974 г. средней школы работал слесарем-сборщиком машиностроительного завода. Окончил Свердловский архитектурный институт (1982). В 1982 — 1990 гг. — в институте «Уралпромпроект», с 1990 г. — в архитектурно-планировочном отделе Златоустовского управления архитектуры и градостроительства. Основные работы: стадион «Таганай», реконструкция здания на ул. Аникеева, 2 («Стройтехника»), оформление входной группы Аргазинской ПМК, коттеджи поселка ЗЭС в районе п/ст. «Златоуст-500», реконструкция здания школы искусств. Т. Соловьева. (1-й том).
БЯКОВ Евгений Павлович член Союза архитекторов, 1991. Приложения ЗЭ (2-й том).
В — марка первого паровоза, открывшего движение по Уфа-Златоустовской железной дороге в сентябре 1890 г. Паровоз марки «В» был изготовлен на Воткинском заводе в 1889 г. Его длина составляла 15м, вес 32,5 т. Котел паровоза имел большое количество дымогарных труб с общей поверхностью нагрева 133 кв. м. Котел опирался на раму, имевшую три колесные пары. Колеса диаметром более метра, сплошные, чугунные. Для усиления тяги воздуха высокая конусообразная труба поставлена широкой частью кверху. Паровозная будка — открытая. Тендер с баками на 9 кубометров воды, здесь же, в тендере, помещались дрова, использовавшиеся в качестве топлива. Вода в котел перекачивалась вручную. Паровоз имел буферную сцепку, тормозное колесо с колодкой. Движущиеся части паровоза смазывались растительным сурепным маслом и говяжьим салом из-за отсутствия мазута, только еще начинавшегося применяться. Для освещения в фонари наливалось подсолнечное масло, позже — керосин. Паровоз вез 6 четырехосных вагонов общим весом 160 тонн со скоростью 15 км/час. Первоначально Златоустовское депо было оснащено 10 паровозами марки «В», предназначенными для перевозки грузов и пассажиров. . В. Бухарцев (1-й том).
В ГРАДЕ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА — первый выпуск библиотечки журнала «Маховик», вышедший в свет в 1991 г. Отпечатан златоустовской типографией тиражом 25 тыс. экз. Составитель В. Г. Глыбовский. В сборник включен очерк П. Падучева «Уральская Калифорния, или из народных рассказов о золоте» и «Описание Златоустовского Свято-Троицкого собора» В. Бокова. Обе работы в советское время не переиздавались, очерк П. Падучева «Уральская Калифорния» с большими сокращениями в 1970-е гг. публиковался в газете «Златоустовский рабочий». А. Козлов. (2 том)
Вавеллит (водный фосфат алюминия) — назван в честь первооткрывателя минерала английского врача и физика Уильяма Уэйвелла (?—1829).
ВАГИН Николай Константинович (1892 — 1965) — сталевар, первый кавалер ордена Ленина на заводе им. Ленина (1942). На Златоустовском заводе (с 1905 г.) прошел путь от разнорабочего до бригадира. В 1919 г. вместе с заводом эвакуирован белогвардейцами в Сибирь бежал и вступил в Красную Армию. Участник гражданской войны. После реэвакуации завода работал в старомартеновском цехе, участвовал в выплавке первой в стране нержавеющей стали, осваивал производство победита (быстрорежущей стали). В 1928 г. В. организовал первую в старомартеновском цехе ударную молодежную бригаду, которая впоследствии стала стахановской. В годы Великой Отечественной войны бригада В. участвовала в выпуске новых высококачественных сталей, внедрила скоростной метод плавки. С. Куликовских. (1-й том).
ВАГОННОЕ ДЕПО ст. ЗЛАТОУСТ (ВЧД-1). Существует с 1936 г. Расположено по ул. Аносова, в р-не Малковского тупика. С начала действия Уфа-Златоустовской железной дороги работами по обслуживанию и ремонту вагонного парка и локомотивов занималась единая Служба Тяги. В распоряжение этой службы на Златоустовском участке выделено 10 паровозов, 50 товарных крытых вагонов, 68 платформ, 3 пассажирских вагонов «микст» 1 и 2 классов, 4 вагона 3-го класса, 10 вагонов 4-го класса и 2 арестантских. Единая Служба Тяги (впоследствии Тяговая служба) существовала на российских железных дорогах до 1933 г., с 3 июля 1933 г. решением СНК вагонное хозяйство было выделено в самостоятельную отрасль на железнодорожном транспорте. В целях развития материальной базы этой отрасли 14.02.1936 г. приказом НКПС СССР было решено вновь построить 50 вагоноремонтных пунктов, в том числе и Златоустовский ВРП. Строительство Златоустовского ВРП велось на заросшем мелким кустарником пустыре — Малковском тупике, где имелось небольшое ответвление железнодорожного пути для формирования поездов и отстоя вагонов. Первое производственное здание ВРП построено в августе 1936 г. Первым начальником Златоустовского ВРП был Г. А. Пахолкин. В предвоенные годы вагонный парк переведен на автоматическое торможение, начато оборудование его автосцепкой, маломощные вагоны заменены на 4-осные. В годы Великой Отечественной войны коллектив Златоустовского ВРП восемь раз завоевывал переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое позже оставлено вагонникам Златоуста на вечное хранение. Златоустовским ВРП для обслуживания воинов Калининского фронта сооружен банно-прачечный поезд. В 1947 г. Златоустовский ВРП преобразован в вагонное депо Златоуст (ВЧД-1). В послевоенные годы В. д. значительно расширилось и реконструировалось: в 50-е годы увеличены площади мастерских и сборочного цеха, построены бытовые помещения; в 60 — 70-е годы введены в действие реликтовый цех, административное здание, цех по ремонту оборудования, столовая, экспериментальный цех. В 80-х годах пущены тележечный, механический и кузнечный цеха, расширен цех по ремонту металлических бортов и крышек. В настоящее время заканчивается строительство нового производственного корпуса В. д. В. Бухарцев. (1-й том).