ДЕМИДОВ Александр Андреевич. — 1-й секретарь ГК КПСС. 12.12.1966 — 13.11.1978. АК-ФЯ. 10.04.2002.
ДЕМИДОВА Анна член научного общества учащихся школы № 18. Автор «Златоустовской энциклопедии» (1-е изд.). Приложения ЗЭ (2-й том).
ДЕМИДОВКА — один из старых жилых районов Златоуста. Расположен на северо-восточном и восточном склонах г. Бутыловки между центральной площадью города и пр. Гагарина. Застроен преимущественно деревянными одно- и двухэтажными домами. В последние десятилетия на месте снесенных ветхих построек возведены каменные многоэтажные здания. Главные улицы: Таганайская, Чугуновская, Уреньгинская, Сыромолотова, Доватора, несколько Демидовских. Через Д. проходят трамвайная линия и две шоссейных дороги — из центра города на пр. Гагарина и в новый Златоуст. Название района связано с фамилией известных уральских предпринимателей Демидовых. Основатели и последующие владельцы Златоустовского завода, стараясь обеспечить расширяющееся производство завода рабочей силой, покупали, иногда целыми партиями, крепостных из Средней России и у своих соседей — уральских заводчиков. «Работных людей», купленных у заводчиков Демидовых, поселили на необжитом тогда склоне Уреньги. По первым поселенцам получил имя и весь жилой район. В некоторых старых книгах и на фотографиях встречается название «Слобода Демидовка». Сами же Демидовы к основанию Златоуста никакого отношения не имели, были соседями и, возможно, приезжали в гости. Н. Косиков. (1-й том).
ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ Алексей Кузьмич (1863 или 1864, Екатеринбург — 1926, Финляндия) — крупный русский художник-живописец, искусный камнерез. Большую часть жизни провел на Урале. Много путешествовал, изучил природные богатства Урала, организовал несколько выставок своих картин и изделий из камня, участвовал во всероссийских и международных выставках. В Златоусте написал картины и этюды с видами города и окрестностей, часть из которых известны только по каталогам и репродукциям в книгах и на открытках, т. к. местонахождение их не установлено По златоустовским мотивам написал картину «Вид с горы Уреньги на город Златоуст», этюды «На вершине Таганая», «Малый Таганай и Круглый Таганай» и другие. Н. Косиков. (1-й том).
ДЕНИСОВА Нина Михайловна (1942, Златоуст) — график, член Союза художников СССР. В 1956 — 1961 гг. обучалась в Днепропетровском художественном училище. Работает в жанре книжной графики. Основные ее произведения; иллюстрации к книгам украинских издательств — «Маруся Чурай» И. Хоменко (1967), «Арфами, арфами» П. Тычины (1968), «Шуточные песни» (1971), «Медведь» М. Вовчок, «Андрейка-Говорейка» Н. Винграновского (1970) и др. Живет и работает в Киеве. В. Чабаненко. (1-й том).
ДЕНЬ ЗЛАТОУСТА — 11 сентября, праздник основания города, впервые отмечался в день 200-летия Златоуста (1954). В Указе Берг-коллегии от 31 августа 1754 г. (11 сентября нов. стиля) об отводе земли тулянину И. П. Мосолову говорилось: «И на том, им вновь обысканном на реке Аю удобном заводском месте оный железный завод, имянуемый Златоустовским, с крайнем поспешанием строится». Этот день официального разрешения на ведение строительства завода принято считать днем основания Златоуста. Н. Косиков. (1-й том).
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО ЗЛАТОУСТА. На протяжении многих веков русской истории дерево являлось основным материалом для строительства. Именно в деревянном зодчестве были выработаны многие приемы, как строительные, так и композиционные, отвечающие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа. С момента основания Златоуста город застраивался в основном деревянными зданиями. Из камня возводились промышленные и ряд особо значимых сооружений. Дереву, как материалу сухому, отдавалось предпочтение при возведении жилых построек вплоть до XIX в. На срубы стен шли сосна и лиственница, из ели изготовлялись главным образом элементы кровли (стропила). В Златоусте сложился определенный тип деревянного жилища, в котором можно проследить элементы принесенные и с русского Севера, и из центральных районов России. Характерно расположение жилого дома и надворных построек по периметру небольшого открытого двора (мощеного камнем или застеленного деревом). Постройки объединяются высокими воротами с калиткой. Наиболее характерные для Златоуста типы жилых деревянных домов: «четырехстенка», «пятистенок» — «изба-двойня» — помещения которого объединялись единой кровлей, но имели изолированные входы. Подклеть, так распространенная на русском Севере, в Златоусте трансформировалась в довольно высокий каменный цоколь с оконными проемами, в котором расположены и жилые, и вспомогательные помещения. Сохранились до наших дней жилые постройки древнего типа — «кошелем» (Скворцова, 21), где двор и изба размещены компактно под одной кровлей и составляют единую плоскость переднего фасада. В XIX в. в Златоусте стал распространяться тип городского здания с поквартирным делением. Первые этажи — каменные, богато декорированные, вторые — деревянные, часто с обшитым срубом, ажурной резьбой наличников и фронтонов. Деревянная резьба. Для Златоуста характерны так называемая «глухая» или объемная резьба, выполняемая с помощью долота, широко распространенная в городах и селениях Верхнего и Среднего Поволжья и рассчитанная на солнечное освещение, и «пропильная» (прорезная) или плоскостная северная резьба, рассчитанная на силуэтное восприятие. Отличительным для Златоуста является соединение этих двух приемов в оформлении наличников окон, ворот, тогда как карнизы декорировались только пропильной резьбой. В решении фасадов, даже однотипных зданий, соблюдался принцип художественной неповторимости, подчеркивающий индивидуальность владельца. Наличники прямоугольных окон часто имели богатый сандрик (небольшой карниз), поддерживаемый многопрофильным кронштейном, с накладными объемными розетками и плоским пропильным орнаментом, двухстворчатые филенчатые ставни (ул. Скворцова, 21; ул. Таганайская, 66 и пр.). Надоконье лучковых окон оформлялось в виде «кокошников» с разнообразным растительным декором (ул. Аносова, 97). «Кокошник» повторял форму окна. Подоконье декорировалось плоской доской, по краям имевшей резные свесы — «полотенца» или деталь «солнце» (полусолнце, подсолнух), реже использовалась имитация под «валюты». Простенки наличников по большей части имели геометрический орнамент, который набирался из деталей (сухариков, пирамидок, витых колонок). Оформление ворот и калиток подчинялось решению фасада, но по разнообразию деталей порой превосходило оформление наличников. Главным декоративным элементом, вокруг которого набирался узор, можно назвать «Солнце». «Солнце» — наиболее распространенная деталь, использовавшаяся в деревянной резьбе. Символ солнца — это дань традициям русской архитектуры, источники которой берут начало еще в языческой Руси. Карниз — протяженный выступ, завершающий стену, либо членящий ее на ярусы или этажи. На Урале получило развитие многоярусное оформление карниза. Несколько декоративных досок, каждая со своим рисунком резьбы, устанавливались с отступом друг от друга, что создавало индивидуальное решение, позволяло максимально использовать игру света и тени. Деревянная резьба применялась и в отделке каменных зданий — оформлении главных входов (полотна дверей), веранд, внутренних дверей, косяков, ограждений лестниц. Т. Соловьева. (1-й том).
ДЕРЯБИН Игорь Петрович — канд. техн наук. ВВЧ-07.04.02