УТКИН Михаил Иванович врач, краевед. Автор «Златоустовской энциклопедии» (1-е изд.); член Союза театральных деятелей, 1986. Приложения ЗЭ (2-й том).
УТКИН Павел Петрович (1808, Златоуст — 1852) — известный русский медальер. Родился в семье мастерового. В 1823 г. начал работать на Оружейной фабрике и был отправлен вместе с другими подростками в Петербург в Академию художеств. В ноябре 1830 г. был выпущен из Академии в звании художника 14 класса по медальерному искусству. С 1831 г. работал в Академии художеств преподавателем медальерного класса, с января 1835 г. совмещал преподавательскую работу с работой на Санкт-Петербургском монетном дворе. 19 сентября 1839 г. П. П. Уткину присваивается звание Академика художеств, 26 сентября 1842 г. — звание профессора. Е. Ковина. (2 том)
УТРО ПРИУРАЛЬЯ — белогвардейская газета, выходившая в Златоусте в 1918 — 1919 годах. До 1 октября 1918 г. называлась «Златоустовский вестник». Редактор М. Каминский. В газете, в частности, опубликованы: статья будущего ученого-минералога Л. А. Кулика «Гроза с градом 1. X.1918 г. в Златоусте», а также сообщения о тяжелом материальном положении рабочих и служащих Златоустовского завода, в течение трех месяцев не получавших положенного за работу жалованья (№ 69, 26.12.1918 г.). В. Чабаненко, Ю. Окунцов. (2 том)
УТЯЖКА (УТЯШКА) — гора на юго-восточной окраине с. Куваши на правобережье одноименной речки и речки Каменки (приток Куваша), в 16,2 км к ЗЮЗ от Златоуста. Высота 504 м. Западный, южный и восточный склоны крутые (до 20 — 30°), обрывистые, спускаются к берегам Утяжки, Каменки и Куваша. Сама гора в плане напоминает нос корабля, мысообразно упирающийся в устье р. Утяжки. На склонах сосновый, березовый лес. А. Козлов. (2 том)
УТЯЖКА (УТЯШКА) — речка на юго-восточной окраине с. Куваши, правый приток р. Каменки. Начало берет на высоте ок. 600 м в 3 км к востоку от одноименной горы. Впадает в р. Каменку (правый приток Куваша) на высоте ок. 390 м у южного склона г. Утяжки. Левый берег относительно пологий, правый, особенно в районе устья, довольно крут. Название горы и речки, возможно, восходит к татаро-башкирскому имени Утэш (Утяш). С. Стрельников, А. Козлов. (2 том)
УФА-ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — строительное наименование участка Самаро-Златоустовской ж. д. от Уфы до Златоуста. Технические условия на строительство дороги были утверждены 17.05.1888 г. Строительство У.-З. ж. д. велось в 1888 — 1890 гг. под руководством инженера К. Я. Михайловского. В изыскательских, проектных и строительных работах по сооружение У.-З. ж. д. в 1885 — 1890 гг. принимали участие видные инженеры путей сообщения Г. В. Адрианов, Г. М. Будагов, Н. Г. Гарин-Михайловский, П. И. Михайловский, Е. Ю. Подруцкий. Линия У. З. ж. д. прошла по территории Уфимской губернии (Уфимский и Златоустовский уезды), ее точная протяженность составила 298,993 версты (319 км). Пропускная способность дороги была определена в 9 пар сквозных поездов в сутки. Полоса отчуждения У.-З. ж. д. заняла чуть более 38 кв. км, из которых 66,9% — казенных земель, 33,1% — частных земель, выкупленных казной. В ходе строительства решались объемные инженерные задачи, поскольку трасса железной дороги располагалась в местностях со сложным, пересеченным рельефом. 32,4% всей длины дороги составили насыпи, 67,6% — выемки. Три четверти всей линии пришлось на уклоны, в т. ч. четверть протяженности ж. д. — на предельные уклоны. Общий объем земляных работ — 1268407 куб. саженей (12,32 млн. кубометров). Для сравнения: объем крупнейшей египетской пирамиды Хеопса составляет 2,54 млн. кубометров. При устройстве выемок в каменистых и скалистых грунтах было вынуто более 2 млн. кубометров грунта. Для защиты полотна ж. д. от осыпей по крутым косогорам рек Белой, Сима, Юрюзани были сооружены каменные подпорные стенки общей длиной 20 верст. На У.-З. ж. д. построено 206 мостов, в т. ч. крупнейший на этом участке мост через р. Уфу (три пролета по 50 саженей, общая длина 150 саженей (320 м), проект Н. А. Белелюбского). Железо для мостов производилось на Воткинском казенном заводе; изготовление металлических опор пролетных частей, сборка и установка мостов велась под руководством инженера В. И. Березина, который впервые предложил и осуществил на практике установку пролетных строений мостов с помощью плавучих подмостков («русский метод»). В ходе строительства У.-З. ж. д. на ее 16 станциях было сооружено: два паровозных здания (депо) на ст. Златоуст и Кропачево, 44 жилых дома общей площадью более 1500 кв. саженей, 13 водоемных зданий (водонапорных башен), 16 пассажирских зданий (вокзалов), из которых 6 были каменными; 3 бани (ст. Кропачево, Вязовая, Златоуст). В 12 часов ночи с 7 на 8 сентября 1890 г. участок Уфа-Златоуст перешел в заведование начальника Самаро-Уфимской ж. д., а 8 сентября по совершению молебствия в г. Уфе и Златоусте было открыто правильное движение поездов. Первые товаропассажирские поезда отправились из Уфы в 1 час 52 мин. дня, из Златоуста — в 8 час. 27 мин. вечера. На торжествах по случаю открытия железнодорожного сообщения в Златоусте выступил Н. Г. Гарин-Михайловский. Комиссия по приему У.-З. ж. д. под председательством члена Совета Министерства путей сообщения инженера Венгржиновича сочла необходимым отметить, что «по большому количеству и разнообразию искусственных сооружений, отводу рек, устройству подпорных стенок для поддержки насыпей и откосов выемок, Уфа-Златоустовская дорога является одной из дорог, представляющих большой научный строительный интерес, и в этом отношении может быть признана одной из выдающихся дорог, построенных русскими инженерами». По рекомендации приемочной комиссии подробный отчет о строительстве У.-З. ж. д., иллюстрированный фотографиями, был отпечатан типографским способом в Уфе. Один из экземпляров этого отчета демонстрируется в экспозиции Златоустовского краеведческого музея. В настоящее время (1996) западная часть У.-З. ж. д. находится в составе Башкирского отделения Куйбышевской ж. д., восточная (от ст. Кропачево до ст. Златоуст) — в составе Златоустовского отделения Южно-Уральской ж. д. А. Козлов. (2 том)
УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ — административно территориальная единица в составе Российской империи (1865 — 1917), затем — в РСФСР (до 1922). Выделена из Оренбургской губернии указом Правительствующего Сената 31.05.1865 г. Занимала часть территории Южного Урала и Предуралья. Площадь — 107209,7 кв. верст (122 тыс. кв. км) или 0,6% территории Российской империи в границах до 1917 г. С севера на юг протягивалась на 420 верст (ок. 450 км), с запада на восток — на 500 верст (св. 530 км). Граничила с Пермской, Вятской, Казанской, Самарской и Оренбургской губерниями. Население (1897) — 2200 тыс. чел. Административный центр — г. Уфа. Была разделена на 6 уездов: Уфимский, Белебеевский, Бирский, Златоустовский, Мензелинский, Стерлитамакский. Златоуст с 1865 г. входил в У. г. как уездный город — центр Златоустовского уезда, являлся вторым по величине и значению городом губернии после Уфы. Его население (1897) составляло 19,3% городских жителей губернии, а территория уезда занимала 18,1% всей площади губернии. Постановлением ВЦИК от 14.07.1922 г. в связи с образованием Башкирской АССР (1919) У. г. ликвидирована, большая часть ее территории вошла в состав Башкирской АССР, а юго-восточная часть Златоустовского уезда вместе с г. Златоустом — в состав Челябинской губернии. А. Козлов. (2 том)
УЧЕНИК — внутригородской пассажирский поезд. В 1920 — 1930-х гг. курсировал от вокзала ст. Златоуст до разъезда «Заводская платформа» (близ металлургического завода) по главной ж. д. магистрали; далее — по отдельной ж. д. ветке через Закаменку и разъезд «Пост 2 км» пересекал Ай по т. н. «Косому мосту» и следовал до конечной остановки — «Алексеевской базы», находившейся в конце Алексеевской улицы (совр. ул. Ковшова), Позднее на территории базы были построены новые производственные корпуса завода им. В. И. Ленина (ныне АО «Булат»). Поезд перевозил всех желающих, но особо — школьников, что и дало основание для названия. С 25 мая 1936 г., в связи с пуском трамвайных линий от центра города до металлургического завода (1934) и от центра до ж. д. вокзала (1935), поезд был отменен. Н. Косиков. (2 том)