Своим рождением Златоустовский абразивный завод обязан первой мировой войне — с её началом перестали поступать точила и сырьё из Америки и Греции и в Златоусте в августе 1917 года была создана фабрика искусственных точил (с октября 1933 года — Златоустовский опытный абразивный завод).
К 1941 году завод выпускал более четырёх тысяч тонн абразивов, освоив к этому времени производство наждачных корундовых и карборундовых кругов на керамической связке. Во второй половине 1941 года на площадку завода был эвакуирован из Ленинградской области Лужский абразивный завод и златоустовцы начинают осваивать выпуск абразивного инструмента на бакелитовой связке.
Туго пришлось заводу металлоконструкций с началом войны. Опытные конструкторы ушли на фронт, а вместо них пришли вчерашние школьницы. Рабочие смены по двенадцать часов. Постоянно срочные заказы — конструкции для эвакуированных с запада заводов, а позднее — для реконструируемых и вновь строящихся уральских. Нужных профилей не хватало. Конструкции проектировали под то, что было в наличии — трубы, швеллеры, другой металл несвойственных профилей. Всё приходилось рассчитывать точно и сильно рисковать.
Михаил Петрович Попов, работавший в те годы главным конструктором завода, вспоминает такой случай из тогдашней своей практики. Вот как он об этом мне рассказал.
… На восток потянулись эшелоны с эвакуированной техникой. ЗМК поручили готовить металлоконструкции для новых предприятий по мобилизационному плану — детали рамы «Катюша» и водо-маслогрейки для танков, устроенные по принципу самовара — внутри труба, и топка — на колесах.
После эвакуации из Тулы оружейного завода в Златоуст возникла острая нужда в металлоконструкциях. Получили экстренное задание. Кроме того, изготовление конструкций для автозавода в Миассе и нашего металлургического.
Работали по двенадцать часов, Заказы были настолько срочны, что дважды директору звонил Сталин. Чертежи посылались с нарочным и давались невероятно короткие сроки исполнения с докладом лично Верховному. Завод продолжал работать без отопления. В сорок первом и сорок втором выдались чрезвычайно студёные зимы. Температура опускалась до минус пятидесяти. Работали в две смены. Греться ходили по команде. Грелись десять минут у мангалки и пятьдесят минут после работали.
В годы войны завод металлоконструкций выпускал детали рамы для реактивных миномётов («Катюш»), водомаслогрейки для танков, различные металлические конструкции для заводов оборонной промышленности (колонны, фермы), бензоцистерны для Уральского добровольческого танкового корпуса. За годы войны заводом было изготовлено более 33 тыс. тонн металлоконструкций. Вместе с абразивным заводом и трамвайным управлением завод металлоконструкций шефствовал над эвакогоспиталем № 1311, размещавшимся в здании школы № 8 (ул. 1-я Нижнезаводская, 67).
Январь военного 1942 года был суровым и снежным. Прикрывая лица от злого ветра, спешили по заметенным улицам старинного уральского города Златоуста люди на металлургический, в цеха инструментального и — к зданию драматического театра, где разместился тогда эвакуированный из Москвы Первый часовой завод. На сцене стояли станки автоматного цеха, на ярусах сидели за своими верстаками слесари-лекальщики, в партере протянулась лента сборочного конвейера. А левую сторону бельэтажа занимал экспериментальный цех. Опытнейшие часовщики, художники своего дела — А. А. Дейкин, Е. В. Куликов, В. В. Васильев — заканчивали отладку первого советского хронометра.
После выпускного вечера, по окончанию десятилетки, мы гуляли классом всю ночь, прошли весь Косотур, и было так много мечтаний о дальнейшей учёбе, но война смешала все планы. Вместо учёбы пришлось устраиваться на работу. О том, что в Златоуст эвакуировался часовой завод, я узнала по радио. Несколько раз пыталась поступить, но всё не было приёма, наконец, 27 декабря 1941-го я и мои подруги Аня Салова и Лида Салова устроились сборщиками карманных часов.
Нас, сборщиков, набралась группа человек 20—25, занимались мы в классе, где стояли ещё парты, была школьная доска, и поначалу было такое ощущение, что мы ещё учимся в обычных школах. Занятия проводили старые московские рабочие. Память всех не сохранила, но помню, был такой старикан Пальман, постоянно обучал нас сборке завода и ангренажа, теорию преподавал Лёгинький.
Несмотря на тяжёлые производственные условия и молодые кадры, часовой завод за годы войны произвел для танковой и авиационной промышленности, Военно-Морского Флота более 300 тысяч часовых механизмов, в том числе 95 тысяч танковых часов и 157 тысяч авиационных часов различных типов, свыше 20 миллионов деталей для боеприпасов. Златоустовскими часами было укомплектовано 92 процента советских танков и 98 процентов самолётов времен войны, на каждом третьем истребителе стоял авиационный хронометр (АЧХО), сделанный в Златоусте. В годы войны завод выпускал авиационные часы и хронометры, танковые часы, секундомеры, штурманские часы, морские хронометры, приборы для артиллерии и детали к боеприпасам. Руководили заводом во время Великой Отечественной войны Иван Иванович Бочаров (на его долю выпал, пожалуй, самый сложный период становления завода на новом месте), Борис Исаевич Синицкий (главный инженер, а с февраля 1943 года — директор) и Александр Алексеевич Чешуин, приехавший на Урал, в Кусу, вместе с Петергофским заводом точных технических камней и ставший директором часового завода в 1944 году.
Судьба страны решалась не только на фронтах, но и в цехах фабрик и заводов. Победить можно было только лучшим оружием, и не просто лучшим, а оружием, которого было бы больше чем у противника. Фронт постоянно требовал новых танков, самолётов, пушек, пулемётов и автоматов. Прежнее понятие о нормах выработки было сломано — рабочая смекалка искала пути повышения производительности труда. Часовщики не стали исключением, напротив — именно они стали одними из инициаторов нового движения в городе — движения тысячников. И здесь лучше всего предоставить слово документу. Вот полный текст приказа № 110 от 23 июня 1942 г. по 1-му Государственному часовому заводу им. С. М. Кирова Наркомата миномётного вооружения СССР:
С первых дней работы на уральской земле московские часовщики столкнулись с огромным количеством проблем. Некоторые из них вполне понятны и объяснимы, другие стали полной неожиданностью. Вполне объяснимыми были проблемы со снабжением. Если раньше завод получал, скажем, проволоку и сталь-серебрянку с московских заводов «Серп и молот» и «Электросталь», пружинную ленту — с Ленинградского завода им. В. М. Молотова, технические камни — с Петергофского завода ТТК, цветной прокат — с Кольчугинского завода; то теперь приходилось переориентироваться на местных производителей. Вот далеко не полный список уральских заводов, поставлявших в годы войны материалы для 1-го Государственного часового завода им. С. М. Кирова: Златоустовский металлургический завод им. В. И. Сталина (сталь серебрянка и инструментальная сталь), Златоустовский завод им. В. И. Ленина (калибровка), Белорецкий завод (проволока), Миньярский завод (высокоуглеродистая лента), Синарский завод (пружинная лента), заводы в Балхаше, Верхней Салде и Каменск-Уральском (цветной прокат), Кусинский завод ТТК (точные технические камни).