Неиссякаем был энтузиазм молодых рабочих. Комсомольско-молодёжная бригада девушек механического цеха депо Златоуст, возглавляемая бригадиром комсомолкой Катей Шишлиной, по праву заслужила почет и уважение всей молодёжи депо. Катя Шишлина одной из первых девушек в депо освоила токарное дело, за год напряженного труда стала бригадиром. Нина Брюханова пришла в цех в начале войны, стала квалифицированным токарем, отлично выполняла порученное дело. Много лет работая токарем, Руфина Токарева помогла освоить профессию молодым работникам. Производительность труда бригады Шишлиной в феврале равнялись 157 процентов, а с 1 по 5 марта — 184 процента.
Самоотверженно трудилась комсомольско-молодежная бригада точных приборов депо Златоуст. Бригадир-комсомолец Аркадий Избяков получил срочное задание, в несколько раз превышающее обычное. Члены бригады комсомольцы Колесов и Карпушкин работу выполнили раньше срока на 6 часов с оценкой «отлично». Сам Избяков не выходил из цеха 48 часов. За это время он выполнил ремонт на трёх паровозах. Его производительность труда в первой половине марта 1945 года составила 224 процента, а за 11—12 марта — 300 процентов. Значительно перевыполнили производственное задание и остальные члены его бригады.
Трудно переоценить роль на транспорте женщин, которые в годы войны работали не только за себя, но и за тех, кто ушёл на фронт. С первого дня Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками с оружием в руках ушли защищать Родину лучшие работники железной дороги. Ушедших на фронт заменили женщины, которые с первого же дня прихода на транспорт отдавали все силы производству. На место своего мужа-путеобходчика 3 околотка Бердяушской дистанции пути Торгашова встала его жена Татьяна Федоровна. Работая так же по-стахановски, как и её муж, Торгашова добилась того, что её околоток стал лучшим на дистанции. Она первая из путеобходчиков подготовила свой участок пути к зиме.
Вместо своего мужа с первого дня войны пришла на транспорт и Мария Пухарева. Поступила она учеником электросварщика в дистанционную мастерскую, отлично овладела специальностью электросварщика и стала выполнять любую работу на отлично.
Ирина Зубарева в начале войны села за рычаги управления паровозом.. На паровоз Ирина принесла опрятность, чистоту, свойственную женщинам. В самые трудные месяцы она провела много тяжеловесов, по скоростному перевозила грузы для фронта. Вскоре её грудь украсил знак «Отличный паровозник».
Вагонные мастера Герасимова и Мельникова наездили каждая более десяти тысяч километров и не допустили ни одного случая брака в работе.
С первого дня Великой Отечественной войны железнодорожники 6-го Златоустовского района Южно-Уральской железной дороги самоотверженным трудом ковали победу над врагом.
Паровозники депо Златоуст, горя одним желанием — быстрее разбить врага — провели десятки тяжеловесных поездов. Строенная паровозная бригада машинистов Забурмах, Узюмова и Д. П. Серебрякова за один только июнь сэкономила 28 тысяч килограммов угля.
С началом войны широкое распространение на всей сети железных дорог нашла инициатива новосибирского машиниста Н. А. Лунина, заключавшаяся в ремонте паровозов силами локомотивной бригады и сокращению простоя подвижного состава в депо. Подхватили лунинский метод и златоустовские железнодорожники. Та же строенная паровозная бригада, с успехом применяя метод Лунина, и работая на хозрасчете, за четыре месяца сэкономила 15300 рублей. Все поезда были проведены с перевыполнением технической скорости.
С началом Великой Отечественной войны огромный груз ответственности лёг на плечи златоустовских железнодорожников. На запад пошли эшелоны с воинскими частями и вооружением. Резко увеличился объём перевозок. На Южно-Уральской железной дороге сразу же возник «караванный способ движения поездов». Со станции поезда отправлялись друг за другом, на расстоянии видимости сигналов и хвоста ушедшего состава — 200—250 метров. Это позволяло на отрезке 100—200 километров размещать 70—80 поездов. Потребовалась чёткая организация движения, чтобы составы шли без аварий и точно в срок прибывали к пункту назначения. При таком уплотнённом графике поезда проходили до 800 километров в сутки.
Теперь в этом здании Дворец творчества юных. Во время войны двери сюда надежно охранялись, и открывались они не часто. Здесь был цех машзавода по производству пулемётных лент и коробок к пулемёту «Максим».
Об этом рассказывает Виктор Федорович Быков.
— Я сам жил на Громатушной. Только окончил 5 классов, как получил повестку в ремесленное училище. Но отец взял к себе на завод. Да и те ребята, которых зачислили, скоро оказались тут же, — работать было некому.
Однажды нас заставили грузить пулемётные коробки, уже принятые военпредом. Мы были в восторге! Исписали коробки: «Смерть Гитлеру!» Пришлось их перекрашивать.
Нормы были высокими. Анна Андреевна Тарынина рассказывала:
— Давали задание, которое надо выполнить во что бы то ни стало. Не кончил — не уходи. Иногда по месяцу и более работали в ночь, в дневную смену ставили наиболее квалифицированных.
Первой по производству пулемётных лент считалась бригада Татьяны Булатовой. Работали без выходных. Один просвет помнит Анна Андреевна, когда меняли что-то в оборудовании и освободившихся рабочих послали на санях перевозить грузы. В те дни и отсыпались. При таком режиме случались травмы. Крик — кто-то опять палец прошил или проклепал. Метку той поры Анна Андреевна сохранила до конца.
Шум мощных прессов заслушал голоса. Сейчас на этот месте актовый зал, и музыка звучит другая. Внуки и внучки того поколения веселятся на дискотеке.
В мае сорок первого я окончил школу ФЗО. Нашу группу направили в Каменск-Уральск, где пришлось поработать в цехе металлоконструкций до декабря. Начальник цеха предложил ехать в командировку на три месяца в Златоуст. Прибыл и первую ночь провел в школе. Потом был определён на новое место — Орловский рудник.
Через два дня уже трудился на участке изготовления деталей пулемёта «Максим». Работа оказалась слишком точной, пришлось осваивать. Помогли В. В. Чижов и Н. Афиногенов. Рост мой был 140 см, пришлось использовать ящик для подставки, чтобы пилить напильником. Было очень трудно, но уже через месяц на собрании мне вручили подарок — пачку легкого табаку. Сколько было радости, когда угощал товарищей. А мне и сейчас кажется, что премировали незаслуженно, по настоянию старших, чтобы я дух не терял.
В лесу то здесь, то там слышались всплески смеха, задорные песни, весёлые голоса. Яркие лучики солнца играли в листве деревьев, на лицах ребят и девчат. Пахло цветами. Этот погожий июньский день молодёжь машиностроительного завода провела на Александровской сопке. Настроение было у всех отличное. Но около станции Уржумка от повстречавшихся им людей вдруг услышали: «Война!».
День сразу потускнел. Молча разошлись по домам. Многие в этот вечер сели за письма родственникам, близким, друзьям. Писал тогда своим родителям и комсомолец Александр Байков.
Война внесла свои коррективы в графики строительства. Уже в августе сорок первого на строящийся завод стали приезжать люди, мобилизованные с заводов Москвы, Ленинграда, Калининграда, Смоленска. В том же месяце ГКО принял решение о срочной переброске на Уржумскую площадку одного из производств Тульского оружейного завода. Это ещё не эвакуация — она будет позднее. Были сформированы два эшелона с оборудованием и рабочими, которые прибыли на Уржумку 7 сентября. Но железнодорожной ветки от завода до станции ещё не было и оборудование разгружали на станции и вывозили на завод. Но легко сказать — вывозили. На чём? Автомашин осталось всего ничего: почти все их отправили на фронт. Правда, выручали четыре трактора да пришлось единственный в тресте экскаватор приспособить для разгрузки и погрузки на машины особо тяжёлых станков. Часть оборудования ставили на стальные листы, цепляли их за проушины канатами и волоком тащили до завода. Работали круглые сутки, падали от усталости, но никто не уходил. Люди понимали: дорог каждый час, каждая минута.
Имя Фёдора Фёдоровича Степанко, ставшего впоследствии главой первой трудовой династии на заводе, известно многим. Биография этого человека неразрывно связана с историей строительства и основания завода, не случайно его называют в числе первостроителей. Вырос в Киевской области без родителей (они рано умерли). С 14 лет начал трудиться сезонным рабочим в селе. Вербовался на Днепрострой, был носильщиком в Киеве, грузчиком в Харькове, кочегаром, машинистом экскаватора в Улан-Удэ, потом — под Уральском, в Горьком… Судьба, как видим, помотала, пока в 1938 году не забросила в Тулу. В Туле собрал экскаватор и стал работать.
В предвоенные годы близ железнодорожной станции Уржумка началось строительство двух оборонных заводов — машиностроительного № 54 и станкостроительного № 385. С началом войны на производственные площадки строящихся заводов были эвакуированы завод № 66 из Тулы (на площадку завода № 54) и Подольский механический завод (на площадку завода № 385), на технической базе которых первоначально и было развёрнуто производство огнестрельного оружия.
Приказом Наркомата вооружений от 10 декабря 1941 года машиностроительному заводу № 54 присвоен номер эвакуированного Тульского завода — 66, под этим именем завод и будет известен долгие годы. В годы войны машиностроительный завод № 66 дал фронту более 125 тысяч единиц огнестрельного оружия различных типов — авиационные пушки ВЯ-23, станковые пулемёты «Максим», пулемёты Березина УБ-12,7. На каждом втором штурмовике ИЛ-2 стояли пушки этого завода.
Станкостроительный завод № 385 в годы войны выпускал пистолеты-пулемёты Шпагина ППШ-41, противотанковые ружья Дегтярёва ПТРД, пулемёты Горюнова СГ-43. Масштабы производства на этом заводе были ниже — за годы войны он произвёл около 45 тысяч единиц огнестрельного оружия.
16 сентября 1945 года машиностроительный завод № 66 был награждён орденом Ленина «за образцовое выполнение заданий правительства по производству и снабжению Красной Армии пулемётно-пушечным вооружением».