Будучи высокоиндустриальным городом, Златоуст уже к началу войны практически не имел свободной рабочей силы. Кроме мужчин, в промышленном производстве в значительной степени были задействованы и женщины — так на заводе им. В. И. Ленина к этому времени 43 процента среди рабочих составляли представительницы прекрасной половины человечества. Ещё более осложнилась проблема рабочей силы с началом войны. Практически половина златоустовских мужчин ушла на фронт, а кроме уже работавших в городе крупнейших предприятий нужно было обеспечить кадрами и прибывавшие с запада заводы и фабрики (число рабочих на них не превышало в момент приезда 30-40 процентов от необходимого).
Работа по пуску завода проходила тяжело. Станки прибывали в случайном и произвольном порядке, часто в весьма неудовлетворительном состоянии. Из-за отсутствия электроэнергии, которой тогда в Златоусте катастрофически не хватало, монтаж оборудования часто шел при свете керосиновых ламп. Сказывалась и нехватка квалифицированных монтажников и строителей. Директору завода И. И. Бочарову приходилось порой буквально разрываться на части. Именно в сложных условиях эвакуации и налаживания производства на новом месте в полной мере раскрылся организаторский талант этого незаурядного руководителя.
Хотя Златоуст и находился за тысячи километров от линии фронта, обстановка в городе во второй половине 1941 года чем-то напоминала фронтовую — за несколько месяцев сюда эвакуировались свыше тридцати предприятий и учреждений, тысячи людей.
Московскому часовому заводу в Златоусте не повезло: вместо светлого четырёхэтажного корпуса площадью в 16600 кв. м завод получил под развертывание производства всего 4700 кв. м абсолютно неприспособленных зданий: школы № 21 (один из корпусов и поныне находится здесь) и... городского драматического театра.
Осенью 1941 года военные действия докатились до Москвы. Многие московские предприятия и учреждения эвакуировались вглубь страны. В октябре это коснулось и Первого Государственного часового завода им. С. М. Кирова — 16 октября завод прекратил свою работу, а 22 октября по распоряжению Народного Комиссариата общего машиностроения СССР (26 ноября он будет преобразован в Наркомат миномётного вооружения) началась его эвакуация. Печальные и трудные заботы по эвакуации завода на Урал выпали на долю директора завода Ивана Ивановича Бочарова — предстояло подготовить к отправке большое количество станков и оборудования, необходимого для налаживания производства на новом месте. Вместе с оборудованием покидали столицу и люди — рабочие и специалисты часового производства. Эвакуация 1-го ГЧЗ из Москвы закончилась 28 ноября: на Урал вывезено 1260 единиц оборудования, значительное количество основных и вспомогательных материалов и прочего производственного имущества и инвентаря; вместе с оборудованием и имуществом завода эвакуировано 126 человек ИТР и служащих и 170 квалифицированных рабочих. На оставшемся в Москве оборудовании позднее был налажен выпуск оборонной продукции: деталей к боеприпасам, авиационных часов и хронометров, деталей для первых «Катюш».
А тем временем эшелоны с оборудованием и людьми ехали на Урал. Конечной станцией для них был определен город Златоуст. Путь был не близок — две с лишком тысячи километров через Ярославль, Пермь, Свердловск, Челябинск до Златоуста. Ехали в теплушках. По бокам вагонов — двухъярусные нары, в центре — железная печка, на которой и обеды готовили и грелись: конец осени не самая тёплая пора в российских средних широтах. Путь в Златоуст занял добрый месяц — только во второй половине ноября первые эшелоны Московского часового завода прибыли в Златоуст. Интересная деталь — вместе с людьми и станками из Москвы благополучно добрался и... концертный рояль, под музыку которого потом танцевали совсем юные, теперь уже златоустовские, часовых дел мастера. Ветераны Златоустовского часового и сегодня вспоминают этот музыкальный инструмент добрым словом.
Поздней осень 1941 года в Златоуст был эвакуирован 1-й Государственный часовой завод им. С. М. Кирова. Основное оборудование завода было размещено в здании Златоустовского драматического театра и в школе № 21 на ул. Ленина (в этом здании и ныне находится главный корпус завода). Некоторые цеха завода разместились в гараже леспромхоза и в здании Златоустовского ликёро-водочного завода. В конце декабря 1941 года часовой завод приступил к выпуску продукции.
В 1942 году часовой завод перешёл в подчинение Наркомату миномётного вооружения (значительную долю продукции занимала деталь № 24 — взрыватель для мин) и стал номерным, получив № 834.
Перед нами трудовая книжка Нины Алексеевны Павловой. Скупые записи говорят о нелегком трудовом пути этой женщины. Вот некоторые из них:
17. XI.1937 г. — принята в паровозное депо Златоуст счетоводом.
1.1.1939 г. — переведена пом. машиниста.
1. X.1941 г. — перемещена на должность машиниста.
31. III.1958 г. — уволена на пенсию по старости.
Из докладной записки секретаря обкома ВКП(б) по транспорту (ноябрь 1944 г.)
В депо Златоуст машинист т. Куприянов первым на дороге проявил замечательную инициативу по внедрению метода знатного машиниста страны т. Папавина.
Настойчиво и упорно борясь за удлинение срока службы своего паровоза в целом и отдельных его деталей, машинист т. Куприянов достиг исключительно ценных результатов в работе своего паровоза, накопив опыт, достойный внедрения в практику работы всех паровозных бригад Южно-Уральской железной дороги.
В те дни наша задача состояла в том, чтобы быстрее продвигать поезда. Нужно было дорожить каждой минутой, каждой тонной топлива, каждым рублем, затраченным на ремонт машины. Наша бригада работала по-фронтовому. На подходе к станции я уже готовил паровоз для передачи его напарнику и дальнейшего следования. Передача локомотива в таких случаях сокращалась в пять раз против положенного по норме времени.
Преодолевая трудности военного времени, мы с напарником ездили исключительно по кольцу, В месяц мы делали 25-26 кольцевых рейсов. Нашему примеру следовали и другие машинисты...
М. И. Куприянов, машинист Златоустовского паровозного депо.
Из книги «Тыл — фронту», Челябинск, 1990.
Постоянной заботой были окружены семьи железнодорожников-фронтовиков. Домохозяйками в помощь семьям фронтовиков было собрано в сентябре 1944 года 2600 кг картофеля и 600 кг овощей, от коллектива депо поступило 930 кг и от отделения паровозного хозяйства — 200 кг картофеля. Из этого фонда выдано 38 семьям фронтовиков 3000 кг картофеля и 400 кг овощей. В фонд помощи семьям фронтовиков поступило от населения 10000 рублей и в этот же фонд переведено 15000 рублей, заработанных на воскресниках. Денежную помощь получили 20 семей фронтовиков. Нескольким семьям выдано по 1000 рублей на ремонт квартир, кроме того, 15000 рублей выдано 5 семьям фронтовиков на достройку и ремонт домов.
А. Иванова, заведующая Златоустовским архивом.
Из книги «Златоуст — фронту», 1-е изд., 2000 г.